Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/neftyanaya-druzhba-s-rossiej-stala-dlya-evropy-dorogoj/230704/
|
Российские компании хотят, чтобы европейские клиенты платили за нефть, получаемую по нефтепроводу «Дружба», больше. Однако те из-за низкой маржи нефтепереработки не готовы к этому. Поэтому, например, польские компании собираются снизить закупки сырья из России.
До конца февраля «Роснефть» и польский PKN Orlen могут подписать новый двухлетний контракт о поставках нефти сорта Urals на Плоцкий НПЗ по нефтепроводу «Дружба». Предыдущий истек в январе. Как сообщает Argus со ссылкой на участников рынка, основные условия контракта уже согласованы. Так, в марте PKN Orlen получит 300 тыс. тонн. Это на 150−250 тыс. тонн меньше, чем по предыдущему контракту.
В то же время, отмечает Argus, «Роснефть» не планирует заключать новый долгосрочный контракт с другим польским переработчиком — Grupa Lotos. Его поглотил в прошлом году PKN Orlen. Участники рынка не исключают, что «Роснефть» будет поставлять на Гданьский НПЗ спотовые объемы. До этого российская компания отправляла туда не менее 200 тыс. тонн в месяц.
Высвободившиеся объемы «Роснефть» планирует отправлять через балтийские порты трейдерам Glencore и Trafigura, с которыми у компании действуют контракты о предэкспортном финансировании.
Российские поставщики добиваются повышения цены на Urals и при поставках по «Дружбе» в Германию. Однако, замечает Argus, покупатели неохотно идут на уступки, так как Европа по-прежнему испытывает низкий спрос на моторное топливо из-за пандемии и маржа при нефтепереработке и так низкая. Агентство отмечает, что в начале года другая российская компания, «Сургутнефтегаз» остановила отгрузки на НПЗ Total в Лейне, так как компаниям не удалось договориться о цене на 2021 год. «Роснефть» в свою очередь сохранила объемы поставок в Германию.
Источники Reuters заметили, что в 2020 году более низкие затраты на экспорт российской нефти через порты сделали поставки по «Дружбе» менее выгодными.
«Роснефть» настаивала на более высокой цене в новом контракте, чтобы трубопроводные поставки были такими же выгодными, как и морские. Но PKN Orlen решил снизить объемы закупки», — сказал собеседник Reuters.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что российские компании хотят сделать все поставки равнодоходными.
«В условиях ограниченной добычи мы не можем поставлять нефть по всем направлениям в том объеме, на который есть спрос. Сейчас отправлять морем для компаний стало выгоднее. И они фактически сказали тем европейским потребителям, которые получают нефть по „Дружбе“: если хотите покупать у нас нефть, платите столько же, сколько и другие клиенты, покупающие нефть сорта Urals морем. Чтобы поставки для российских компаний стали равнодоходными», — говорит эксперт. Он добавляет, что если кто-то сокращает закупки российской нефти и считает, что сможет найти более выгодный вариант, то ничего страшного не произойдет для самих российских компаний. Они свои средства от продаж получат в любом случае.
«Просто высвободившиеся объемы продадут другим покупателям. Вполне возможно, что и Польша сокращает закупки не из-за того, что ее цена не устраивает и она найдет нефть дешевле. Все-таки польские НПЗ настроены именно под переработку сорта Urals. Польше просто некуда девать столько нефтепродуктов в условиях сократившегося спроса из-за коронавируса. Поэтому они подписали контракт на меньший объем. А когда спрос на топливо восстановится, то Польша сможет докупать дополнительные объемы либо по новому контракту, либо на спотовом рынке», — заключает ведущий аналитик ФНЭБ.
Brent+WTI. Открытый интерес на 20 февраля 2021