ФСФР во вторник разместила на своем сайте проект федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности». Документ уже разослан в профильные ведомства — Минэкономики, Минфин и ЦБ. Он определяет понятия института взаиморасчетов участников биржевых торгов, описывает функции и порядок работы центрального контрагента на биржах. Об этом в среду пишет «Коммерсант».
Минимизировать риски неисполнения обязательств участниками рынка возможно благодаря наличию центрального контрагента на биржах. В России данный контрагент функционирует на бирже РТС. К примеру, в секции RTS Standard перед совершением сделки участник должен внести в клиринговый центр 15—30% от стоимости бумаги. В случае если бумага падает или растет, производится перерасчет внесенного обеспечения. Основная сумма в оплату ценных бумаг перечисляется в момент поставки бумаги контрагенту, то есть на четвертый день. Если участник не исполняет обязательства перед контрагентом, это делает биржа, используя средства из клирингового центра. Сейчас гарантийный резервный фонд клирингового центра составляет 500 млн рублей, а средства, внесенные участниками рынка по состоянию на 4 мая, находились на уровне 12,6 млрд рублей. Что касается ММВБ, то там центрального контрагента нет, однако стратегия развития биржи предполагает его появление в ближайшие годы.
Согласно законопроекту, центральным контрагентом помимо клиринговой может также выступать и кредитная организация, не осуществляющая операции по приему вкладов физических лиц. В то же время центральный контрагент не в праве осуществлять деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, то есть не может работать в рамках биржи, а должен выделяться в отдельное юридическое лицо.
Разработка законопроекта о клиринге планировалась еще в стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы. Работа над документом была осложнена многолетними спорами между Минфином, МЭРТом и ФСФР. По словам председателя правления МДМ-Банка Олег Вьюгин, концепция закона не была ясна, так как ведомства никак не могли согласовать свою позицию. Финансовый кризис способствовал включению этого документа в утвержденную премьер-министром Владимиром Путиным стратегию развития финансового рынка до 2020 года, согласно которой законопроект должен быть внесен в Госдуму в июне нынешнего года.
По мнению экспертов, снизить риски взаиморасчетов между участниками рынка можно благодаря появлению законодательной основы осуществления клиринга и описание работы центрального контрагента. «Закон будет способствовать обеспечению гарантированных расчетов между участниками рынка, — полагает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. — Во время кризисных явлений на рынке нужен посредник, который брал бы риск на себя». Проблемы с исполнением обязательств на рынке РЕПО на ММВБ привели в сентябре 2008 года к остановке работы фондовых бирж и стали причиной массового краха банков и брокерских компаний, в том числе «КИТ Финанса», Связь-Банка, «Антанта Капитала». «Центральный контрагент будет заинтересован в том, чтобы прогнозировать и предотвращать риски, — полагает председатель совета директоров компании «Алор» Анатолий Гавриленко, — а в прошлом году биржа не брала на себя ответственность, поэтому многие решения были приняты с опозданием». Прошлогодние проблемы на рынке РЕПО можно было бы предотвратить, если бы законодательство о клиринге было принято раньше и система управления рисками формировалась вокруг центрального контрагента, считает председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.
Источник: Коммерсант