Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/nenasytnyj-kitaj-ehksportery-vstupayut-v-bitvu-za-neftyanoj-rynok-strany/224862/
|
После снижения в октябре поставки нефти в Китай в ноябре снова выросли, превысив 11 млн баррелей в сутки. Несмотря на вторую волну пандемии коронавируса и экономический спад на Западе, спрос на энергоносители в Китае растет на фоне стабильного роста экономики страны. Обостряется соперничество между Россией и Саудовской Аравией за место крупнейшего поставщика нефти на китайский рынок.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
По предварительным данным, которые опубликовало Главное таможенное управление КНР, в прошлом месяце импорт нефти в страну достиг 45,36 млн т (11,08 млн баррелей в сутки — на 10% больше, чем в октябре, когда поставки нефти в страну сократились до минимального объема за последние 6 месяцев, составив 42,56 млн тонн (10,06 млн баррелей в сутки). В годовом исчислении импорт в ноябре снизился незначительно — всего на 0,8%.
В январе — ноябре 2020 года поставки нефти в Китай значительно выросли, достигнув 503,92 млн тонн по сравнению с 460,2 млн тонн за тот же период годом ранее.
Экспорт нефтепродуктов из Китая в ноябре снизился на 14,5% относительно октября — до 4,95 млн тонн. По сравнению с ноябрем 2019 года сокращение составило 32,2%.
В январе-ноябре 2020 год поставки нефтепродуктов за пределы Китая снизились на 6,9% относительно того же периода годом ранее — до 55,93 млн тонн. Китай остается нетто-экспортером продуктов нефтепереработки. За одиннадцать месяцев 2020 года экспорт нефтепродуктов из страны превысил импорт на 29,76 млн т. По сравнению с тем же периодом прошлого года этот показатель снизился на 9,3%, что свидетельствует о высоком спросе на нефтепродукты внутри страны.
ЕСЛИ НЕ ПЕРЕРАБОТАЕМ, ТО СОХРАНИМ
Из-за пандемии коронавируса в этом году спрос не энергоносители в мире значительно сократился. Китай — одна из немногих стран, которая смогла противостоять распространению инфекции коронавируса в начале года и начать восстановление экономики быстрыми темпами, что способствовало росту импорта энергоносителей. В октябре переработка нефти на китайских НПЗ достигла рекордного уровня — 14,15 млн баррелей в сутки. По оценкам экспертов, в ноябре объем переработки превысил 14 млн баррелей в сутки, поскольку загрузка мощностей государственных НПЗ повысилась до 80%.
Китайские нефтеперерабатывающие компании — государственные и частные — воспользовались падением цен на нефть в апреле и нарастили объемы закупок сырья за рубежом. Пекин увеличил квоты на закупку нефти за пределами Китая для независимых нефтеперерабатывающих компаний, чтобы они могли воспользоваться благоприятной рыночной ситуацией. В результате, импорт нефти в июне достиг исторически рекордного уровня — 12,99 млн баррелей в сутки.
Резкий рост закупок нефти привел к ухудшению ситуации в китайских портах, где скопилось большое количество неразгруженных танкеров.
С учетом собственной добычи — около 3,9 млн баррелей в сутки — предложение нефти в Китае значительно превышало спрос, поэтому часть объемов направлялась в стратегические и коммерческие хранилища. В середине года эксперты компании Kpler полагали, что мощность всех хранилищ Китая достигает 843 млн баррелей. S&P Global Platts прогнозировал, что во второй половине года мощности нефтехранилищ увеличатся еще на 75 млн баррелей. Власти не предоставляют официальные данные о мощности хранилищ и их заполняемости. Западные агентства неоднократно сообщали о скором полном заполнении хранилищ, но эта информация не подтверждалась.
СОПЕРНИЧЕСТВО НА КИТАЙСКОМ РЫНКЕ
Россия и Саудовская Аравия борются за лидерство на рынке нефти Китая. Главное таможенное управление КНР не предоставило информацию об объемах поставок из отдельных стран, но по предварительным оценкам, в январе — ноябре 2020 года объем поставок нефти из каждой страны в среднем составил около 1,7 млн баррелей в сутки. В октябре Саудовская Аравия объявила о снижении цен на свою нефть для потребителей в Азии, что позволило значительно увеличить поставки на китайских рынок в ноябре. Доставка нефти из саудовского королевства в один из южных китайских портов занимает четыре недели.
Третье место прочно удерживает Ирак. В этом году эта страна значительно нарастила экспорт нефти в Китай — до 1,2 млн баррелей в сутки. Рост поставок произошел благодаря торговле нефтяными поставочными фьючерсами на INE (Шанхайской международной энергетической бирже). Иракский экспортный сорт Basrah Light является одним из шести ближневосточных сортов, которые могут торговаться на INE. Кроме того, ряд китайских компаний ведут добычу нефти в Ираке и наращивают свое присутствие в этой стране.
Россия имеет серьезное преимущество перед ближневосточными странами, поскольку может осуществлять поставки нефти в Китай трубопроводным транспортом — по трубопроводу Сковородино — Мохе, который является ответвлением от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, а также через территорию Казахстана по трубопроводу Атасу-Алашанькоу. Трубопроводные поставки нефти из России в Китай осуществляет только компания «Роснефть» на основе долгосрочных договоров с China National Petroleum Corporation (CNPC).
В апреле, когда цены на нефть упали ниже 20 долларов за баррель, китайские компании покупали в балтийских портах партии российской нефти сорта Urals для последующей загрузки супертанкеров типа VLCC и отправки в Китай.
Во время второй волны пандемии коронавируса на Западе Китай стал основным рынком сбыта для экспортеров энергоносителей, поэтому соперничество на нем между Россией, Саудовской Аравией и другими нефтедобывающими странами будет только возрастать.
Прогноз биржевых цен с 7 по 11 декабря 2020