Повысить привлекательность Транссиба могут только комплексные услуги на транзитные перевозки. К такому мнению пришли участники международной конференции «Транспортные коридоры в инновационном развитии экономики страны».
В прошлом году по Транссибу перевезли всего 29 тыс. «транзитных» контейнеров, хотя ещё в 2004 году этот показатель составлял 174 тыс. Эксперты в свою очередь утверждают, что реальный транзитный потенциал магистрали – около 200–300 тыс. контейнеров в год.
Как заявил старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, ценовая конкуренция железнодорожного транспорта с морским в транзите невозможна. Поэтому здесь преимуществами железнодорожников могут являться скорость доставки, качественный сервис, надёжность и безопасность. «За полгода работы мы добились того, что провели два опытных поезда из Находки — Восточная даже менее чем за семь суток и показали, что вполне реально отработать технологию массового следования поездов по этому графику», – заметил Борис Лапидус.
Как считает вице-президент Транспортной группы FESCO Сергей Костян, ускорение перевозок всё равно пока не позволит превратить Транссиб в популярный маршрут. «Стоимость доставки морским путём 40-футового контейнера из Шанхая в Москву составляет $3,4 тыс, а по железной дороге – $5 тыс. Новая технология ОАО «РЖД» даёт возможность снизить расходы по транспортировке одного контейнера на $800. Но при этом морской путь всё равно на $800 дешевле», – подсчитал Сергей Костян.
«Необходимо, чтобы перевозка по железной дороге стала единым бизнес-процессом, комплексным транспортным продуктом, – заявил «Гудку» руководитель Экспертного совета комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Олег Дунаев. – Эффект появится только тогда, когда ОАО «РЖД» за семь суток перевезёт груз по единой транспортной цепи, в которую входят и таможенники, и пограничники, и моряки».
Этому, однако, мешает разобщённость причастных к процессу ведомств и компаний. Как заметил руководитель управления транспорта Федеральной службы по тарифам Виктор Квитко, до сих пор не получается создать единый перевозочный документ, необходимый для того, чтобы грузоотправители не теряли время и деньги на переоформление сопровождающих груз бумаг.
Ещё одна проблема организации транзита – неравномерное развитие портовых мощностей на Балтике. «Порт Балтийск не может загрузить сразу две палубы парома, он идёт загруженный только наполовину, а Усть-Луга пока не заработала», – говорит Борис Лапидус.