Кризис в России, о котором москвичи узнавали из Интернета и телевизионных передач, добрался и до Москвы — об этом свидетельствует падение оптовых апрельских цен на дизтопливо в регионе.
Если цены на бензины поддержали апрельское повышение внутренней цены нефти, то цены на дизтопливо, вопреки прогнозу, который был дан в конце марта, снизились относительно мартовских в среднем на 7%.
Что произошло? А произошло следующее: рост цен уперся в низкий спрос, обусловленный неплатежеспособностью потребителей. И если высокооктановые бензины Аи-95 и Аи-92, востребованные легковым транспортом, в меньшей степени подвергнуты конъюктурным изменениям цены, то дизельное топливо – это кровь грузовых и пассажирских перевозок.
Повторим прогноз, данный нами на апрель и сопоставим его с актуальными ценами:
Номенклатура |
Прогноз |
Фактическая Цена |
— бензин Аи-95 |
от 18 000 до 20 200 р/тн; |
19 100 р/тн. |
— бензин Аи-92 |
от 16 200 до 18 500 р/тн; |
17 400 р/тн. |
— бензин Аи-80 |
от 15 000 до 17 000 р/тн; |
16 150 р/тн. |
— дизельное топливо ТДА, сортС |
от 15 500 до 18 000 р/тн. |
14 500 р/тн. |
— дизельное топливо Л-0,2-62 |
от 15 000 до 18 000 р/тн. |
13 900 р/тн. |
Прогноз был построен исходя из двух факторов: первый – это повышение внутренней апрельской цены на нефть в среднем на 14% и, второй – это снижение внутренних поставок из-за плановых ремонтов на Ярославском и Рязанском НПЗ.
Какие основные факторы обуславливают падение спроса на дизтопливо? Московский строительный бизнес, как основной потребитель этого вида нефтепродуктов, практически полностью парализован. Вдвое, по данным ГТС, сократились и международные автомобильные перевозки. Ожидания, связанные с повышенным спросом под посевную кампанию, не оправдались. Давят на рынок и накопленные складские запасы, сделанные трейдерами под традиционное весеннее оживление спроса. Добавили предложений на рынке и комбинаты Росрезерва в Твери и Воронеже с объемом в несколько десятков тысяч тонн дизельного топлива с ценой чуть более 14000 р/тн. И, наконец, экспортная альтернативная цена дизельного топлива на уровне 12500 р/тн с привязкой к Московскому НПЗ не позволяет нефтяным компаниям активно грузить на экспорт. Совокупность перечисленных факторов обусловила нисходящий ценовой тренд на дизельное топливо.
Что же ожидает рынок нефтепродуктов в течение 2009 года? Здесь достаточно много прогнозов и от экономистов и от кремлевских чиновников. Все они переносят окончание кризиса и оживление Российской экономики на конец 2009 – начало 2010 годов. Вот как анализирует ситуацию Goldman Sachs (Ведомости, 13 апреля 2009 года): «Статистика [РФ в начале года] оказалась ужасающей», — объясняет экономист GS Рори Макфаркхар причину ухудшения прогноза: слишком сильно упали промышленность, инвестиции, потребительский спрос, а Минэкономразвития ожидает спада экономики в январе—марте на 7,2%.
Это будет дно кризиса — I квартал окажется самым плохим, продолжает Макфаркхар, уже в четвертом экономика вырастет в сравнении с третьим на 8%. «Чем сильнее было падение, тем больше и отскок в 2010 г.», — говорит он.
Мировое сообщество наконец-то перестало искать крайнего и выступает единым фронтом, реализуя масштабные антикризисные программы, радуется Макфаркхар. За год нефть подорожает до $65, финансовые рынки успокоятся и откроются для российских заемщиков».
Главным в этой цитате, на наш взгляд, является последняя фраза: «финансовые рынки успокоятся и откроются для российских заемщиков».
Экономический рост, по нашему мнению, восстановится в России тогда, и только тогда, когда восстановится общемировая финансовая система. Это оттуда до кризиса черпали российские банки кредиты и наполняли ликвидностью российскую экономику. Оттуда и начнется восстановление. Надежды на вливание в экономику средств, накопленных правительством в «тучные годы», не приходится. Эта подушка безопасности предназначена только для социальных программ – армия, медицина, пенсионеры, учителя, а также для ликвидации возможных социальных потрясений в обществе.
Резюмируя вышеизложенное, осмелимся сделать неутешительный прогноз на состояние внутреннего спроса на нефтепродукты. Дальнейшее развитее внутренних цен будет определяться главным образом внешними ценовыми индикаторами, которые в последние дни показывают некоторый рост. Но и в этом росте, как нам представляется, в большей степени задействована воскресшая «спекулятивная» биржевая составляющая.
Виктор Костюков, специально для Oil.Эксперт