Стоимость нефти, от которой в нашей стране зависит очень многое, медленно, но верно движется вверх. По итогам прошлой недели условный баррель ОПЕК, в котором собраны сорта «черного золота» крупнейших стран-экспортеров, превысил ценовую отметку в 50 долларов. С одной стороны, это очень хорошо для курса рубля и российского бюджета, С другой – все хорошо помнят, как в начале прошлого года вслед за стремительным подъемом мировых нефтяных цен на отечественных автозаправках взлетели цены на бензин.
Прошлую неделю нефтяная корзина ОПЕК завершила на отметке 51,2 доллара за баррель. Поскольку в феврале она держалась на уровне 41 доллара, прибавка за месяц составила более 20%. Еще дороже стоит североморская нефть марки Brent (53,47 доллара), от которой рассчитывается цена российской Urals. По мнению западных аналитиков, движение вверх вызвано ожиданиями стабилизации экономики США и обещаниями лидеров стран «большой двадцатки» влить в мировою экономику до 5 трлн. долларов. В то же время дальнейший рост сдержала последняя статистика занятости в Америке, которая показала самое высокое число безработных за последние 26 лет.
Для России высокие мировые цены на нефть – это несомненная помощь бюджету страны, который после принятия поправок будет рассчитываться исходя из 41 доллара за баррель. Хорошо это и для рубля, поскольку высокая нефтяная цена позволяет держать курс национальной валюты с меньшими усилиями. «При цене нефти 41 нам придется продавать валюту, а если выше – возможно, покупать», – заявил недавно председатель ЦБ Сергей Игнатьев.
«Когда растет цена на нефть, растут валютные доходы государства, улучшается торговый баланс и доходы бюджета, – соглашается заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. – 50 долларов за баррель – это нормальная цена, которую нельзя назвать слишком большой. Была бы меньше – рубль, может быть, дошел бы и до уровня 40 за доллар, а так вполне может остаться в пределах 35».
Однако есть и другая сторона удорожания «черного золота» –возможное повышение цен на автомобильное топливо. Пока они идут вниз. По данным Росстата, за последнюю неделю марта стоимость бензина снизилась на 0,4%, а дизельного топлива – на 0,7%. Всего за март «дизель» подешевел на 3,2%, а бензин различных марок – на 2,3–2,8%. Директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов объясняет разнонаправленное движение нефти и бензина инерцией розничных цен на топливо. «Скачок стоимости нефти был недавно, а реакция на изменение мировых цен идет с опозданием примерно на месяц, – сообщил «НИ» эксперт. – К тому же связь между стоимостью бензина на российских АЗС и мировыми ценами на нефть не столь прямая, как, например, у оптового рынка, который у нас в начале апреля немного вырос».
По мнению г-на Цукасова, даже в условиях растущих цен на нефть, у российских автозаправок есть возможность продолжать снижать цены. «У розницы пока имеется достаточный запас маржи, поскольку заправщики в предыдущий период довольно медленно снижали цены, чтобы потом в случае изменения ситуации на мировом рынке не пришлось их резко повышать, – заметил специалист. – Поскольку нефть поднялась, а стоимость топлива снижается, происходит вымывание маржи АЗС, но все равно запас для снижения еще есть». Сергей Ежов считает, что снижению цен помогает еще и кризис. «Сейчас везде идет снижение спроса, что тоже влияет на цену, – сообщил он. – Конечно, если нефть вдруг подскочит до 80 долларов за баррель, то и бензин подорожает. Но пока рост цены окончательно не оформился, да и мало кто ожидает, что она может достичь 80 долларов».
Несомненно, то, что топливо, хотя и медленно, но становится дешевле, – это хорошо, но слишком радоваться отечественным автолюбителям все же не стоит. Ведь даже наши снижающиеся цены на бензин все еще выше, чем, например, в Штатах. «Сейчас наши нефтяные компании стараются реализовывать нефтепродукты внутри страны с рентабельностью выше, чем при экспорте, – поясняет Сергей Цукасов. – Пока эта задача выполняется, поэтому у нас бензин и продается дороже, чем в США».