Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/iranskaya-neft-poluchit-novyj-vykhod-k-moryu-v-2021-godu/205805/
|
Строительство стратегически важного для Ирана нефтепровода Гурийе – Яск идет полным ходом. Когда он будет завершен, иранская нефть получит новый экспортный терминал, находящийся вне Персидского залива.
Начальная точка нефтепровода находится на месторождениях в районе Гурийе, расположенного в провинции Хузестан. Конечная – в 1100 километрах, в провинции Гормозган, в порту Яск на Оманском заливе. Этот 42-дюймовый трубопровод позволит Ирану беспрепятственно поставлять на экспорт около 1 млн баррелей в сутки. Это будет возможно даже в том случае, если Ормузский пролив, по которому идут около 35% от общего объема поставок нефти в мире, окажется перекрыт военным конфликтом.
Строительство ведут National Iranian Oil Company (NIOC) и Petroleum Engineering and Development Company (PEDEC). По данным NIOC, к концу текущего иранского календарного года, который заканчивается 20 марта 2021 года, трубопровод будет запущен. Высокопоставленный источник в нефтегазовой отрасли, который тесно сотрудничает с Министерством нефти Ирана, заявил ресурсу Oil Price, что уже скоро начнутся испытания отдельных участков нефтепровода.
“Нынешняя логистическая модель Ирана нестабильна в существующих условиях. Около 90% всей экспортной нефти страны отгружается на терминале острове Харг. А почти все оставшиеся 10% – через терминалы на островах Лаван и Сирри. Это очевидная и легкая мишень для США в случае нападения на Иран”, – пояснил источник.
“Даже до того, как санкции США были вновь введены в 2018 году, терминал Харг не был идеальным местом для загрузки танкеров. Из-за узости Ормузского пролива нефтеналивным судам приходится проходить через него крайне медленно. Следовательно, увеличиваются сроки доставки и стоимость фрахта танкеров”, – добавил он.
Кроме того, Иран неоднократно предупреждал, что может перекрыть Ормузский пролив в случае необходимости. Но на самом деле Тегеран не пойдет на такой шаг, поскольку тогда остановит и собственный нефтяной экспорт. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, – терминал Яск Ирану необходим.
Нефть, которая будет перекачиваться по нефтепроводу, добывается на кластере богатых нефтяных залежей Западного Каруна. Они включают месторождения Северный Азадеган, Южный Азадеган, Северный Яран, Южный Яран и Ядаваран. По прибытии в Яск нефть будет заполнять 20 береговых резервуаров объем 500 тыс баррелей нефти каждый. На втором этапе планируется расширение хранилища до 30 млн баррелей.
Особый интерес представляет система загрузки, которую построят в Яске. Она не предусматривает никаких причалов и пирсов. Танкеры любых размеров, включая гиганты VLCC, смогут брать нефть прямо в море с помощью системы загрузки с точечной швартовкой (single point mooring – SPM). Такие системы располагаются в нескольких километрах от берега и получают сырье для загрузки через подводные нефтепроводы.
“В ближайшие месяцы несколько SPM будет установлено в Оманском заливе. Они очень полезны в районах, где отсутствует специальная инфраструктура для погрузки или разгрузки наливных грузов”, – сообщил источник. Первый SPM будет готов к работе в сентябре.