Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/batumskij-neftyanoj-terminal-i-ao-kaztransojl-obyavili-o-zaklyuchenii-strategicheskogo-soyuza-2/2056/
|
АО «КазТрансОйл» — дочернее предприятие АО «КазМунайГаз» — и Батумский нефтяной терминал («Batumi Oil Terminal») учредили совместное предприятие «Batumi Terminals», — сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Как заявил на пресс-конференции в Тбилиси председатель правления Батумского нефтяного терминала Ян Бонде Нильсен, учреждение совместной компании является выражением стратегического союза, который заключили Национальная компания Казахстана по транспортировке нефти и грузинская компания с целью поддержки грузинского нефтяного терминала и грузинского железнодорожного транзитного коридора нефти и нефтепродуктов, и который, в конечном итоге, будет полезен обоим государствам. «За период с 1999 года поставки в Батумский морской терминал нефти из Казахстана, Азербайджана и Туркменистана выросли практически в 4 раза; к концу этого года терминал планирует переработать рекордные 12 млн. тонн. Однако понятно, что в связи с задействованием нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан объемы железнодорожных перевозок азербайджанской нефти будут неуклонно снижаться. Поэтому мы решили найти сильного партнера с мощной ресурсной базой — с тем, чтобы обеспечить стабильность нашему росту. И Казахстан, и Азербайджан, и Туркменистан — все являются крупными нефтедобывающими государствами, но только Казахстан обладает достаточными объемами нефти для поддержания как проекта БТД, так и батумского терминала», — заявил он.
Как пояснил Ян Бонде Нильсен, согласно имеющимся у него данным, в ближайшие 10 лет ежегодный объем нефтедобычи в Туркменистане не будет превышать 16 млн. тонн; Азербайджан будет добывать гораздо больше — свыше 60 млн. тонн нефти ежегодно, однако большая ее часть будет закачиваться в нефтепровод БТД. Поэтому перспективным для терминала является сотрудничество с Казахстаном, где к 2015 году нефтедобыча возрастет до 170 млн. тонн (прирост — более чем на 100 млн. тонн). «Космические темпы развития Казахстана означают, что эта страна становится новым Кувейтом, а казахстанские каспийские месторождения — новым Северным морем», — заявил председатель правления Батумского нефтетерминала. Он выразил уверенность, что стратегический союз грузинской и казахстанской компаний является крайне важным и актуальным не только для батумского терминала, но и для города Батуми в целом, поскольку он обеспечит стабильные поставки нефти по железнодорожному транзитному коридору, обслуживанием которого занято более 20 тыс грузинских рабочих, и для ООО «Грузинская железная дорога», 60% дохода которого обеспечивает нефтяной терминал.
Нильсен отметил, что «это партнерство также является важным и для АО «КазТрансОйл», поскольку оно дает Казахстану возможность долевого участия в транспортных решениях, обеспечивающих прямой выход казахстанских нефтедобывающих компаний на Черное море». По его словам, указанное сотрудничество будет полезным и для Грузии в целом, поскольку «она получит мощную поддержку одной из наиболее быстро развивающихся экономик мира», и для Казахстана — «с точки зрения еще одной возможности диверсификации своих нефтеэкспортных маршрутов». «Это один из тех случаев, когда партнерство начинается именно так, как нужно, с беспроигрышной ситуации — как для обоих партнеров, так и для обоих государств», — резюмировал Ян Бонде Нильсен. Партнеры в новом проекте ознакомили с ним правительство Грузии и получили полную поддержку, — отметил он.
На пресс-конференции присутствовали также президент АО НК «КазМунайГаз» Узакбай Карабалин и генеральный директор АО «КазТрансОйл» Берик Толумбаев. Нефтяной терминал в Батуми был основан в 1883 году с участием компании братьев Нобель, которые перевозили нефть из Баку через Батуми, модернизирован и приватизирован в 1999 году. Владельцем батумского нефтяного терминала является группа «Greenoak». Главным акционером и председателем группы является Ян Бонде Нильсен. Согласно информации, размещенной на веб-сайте группы «Greenoak», в эту группу, помимо «Batumi Oil Terminal» входят, в частности, компании «Naftrans», «Alegratrans», «Petrotrans», «Greenoak Shipping», «Tamara I & II», «Greenoak Capital», «Batumitex», «Ajarian Electricity Company».