Oil.Эксперт предлагает читателям портала интервью с руководителями известных трейдерских компаний.
Дмитрий Гусев, коммерческий директор ТД «Новотэк», рассказал нам о ситуации на свободном рынке топлива, о том, как трейдеры преодолевают кризис, дал прогноз по поводу того, как скажется на рынке смена собственника Уфимской группы НПЗ, а также представил свой взгляд на развитие биржевой и внебиржевой торговли.
— Какова доля рынка Вашей компании, в каких сегментах вы работаете?
— Если рассматривать наш рынок вместе с нефтяными компаниями, то доля снижается до каких-то мизерных процентов. Если принимать во внимание рынок независимого трейдинга, то он сам по себе нестабильный, то есть один месяц объемы больше, другой — меньше. Все зависит опять же от активности ВИНКов в конкретный период.
Вместе с тем, по моей оценке, наша компания входит в десятку крупнейших трейдеров по нефтепродуктам, если говорить о Европейской части России. А если смотреть на какие-то конкретные направления, то, например, по поставкам независимых трейдеров в Нижегородскую область, мы наряду с «Магнатэком» занимаем сейчас практически 100%.
Хотя сегодня мы уже не являемся давальцами по Уфимской группе НПЗ, но активно торгуем топливом с этих заводов.
Основной сегмент у нас — крупный и средний опыт (бензин, дизтопливо и мазут). Поставляем по железной дороге и по трубопроводам.
В свое время у нас было сильно развито направление по поставкам масел, но так как рынок уже сложился и есть 5-7 трейдеров, которые занимаются только маслами, то мы от этого сегмента отошли.
Говоря о нашей деятельности, хочу отметить, что в первую очередь мы не работники торговли, а финансисты. То есть наша основная задача – это товарное кредитование. Мы решаем финансовые вопросы с нефтяными компаниями, с биржами, с банками и реализуем нефтепродукты оптовикам и конечным потребителям.
— Насколько серьезно на независимых компаниях-трейдерах отразился кризис?
— Произошли задержки платежей со стороны ряда клиентов, а также очень сильное сокращение объема финансирования со стороны банков, многие компании встали перед угрозой банкротства. Правительство с начала кризиса говорило о том, что нужно поддерживать малый бизнес. А мы, фактически, это и делали — кредитовали те компании в регионах, которые не могли получить нормальные деньги другими путями, потому что все средства были в Москве. Сегодня, к сожалению, ситуация еще более усложнилась.
— Какие антикризисные меры предпринимает «Новотэк»?
— Так как у нас есть имя и ресурсы, то, безусловно, мы постарались мобилизовать необходимые оборотные средства. На сегодняшний день единственная антикризисная мера – это предоставление качественных предложений. Сам факт того, что спустя полгода мы выжили и не потеряли ни одного клиента, говорит о многом. Пусть в меньших объемах, но мы продолжаем кредитовать партнеров. Между тем, на рынке появилось много мошенников, которые предлагают, якобы, лучшие условия работы, а на самом деле хотят нажиться.
— Вы отметили работу с Уфимскими НПЗ. Каким образом на рынке может отразиться смена собственников этой группы заводов?
— Думаю, что уменьшится количество давальцев. Останутся, скорее всего, пять-шесть компаний. Не думаю, что это критично скажется на рынке. Это может сказаться только на одном – пару месяцев будет «буксовать» формирование цен из-за того, что на первоначальном этапе будет сложно управлять объемами реализации. А потом все наладится, потому что там все равно останутся грамотные специалисты и продавцы.
В любом случае, этот сектор, формирующий свободный рынок, сохранится, потому что новому собственнику нужно как-то решать вопрос с ресурсами и оборотными средствами.
— Используете ли вы в своей работе электронные торговые площадки?
— Есть ряд активных торговых площадок, но их значение для нас на сегодняшний день больше имиджевое, а также информационно-справочное. Далеко не на всех площадках мы видим адекватные цены. Развитие данного канала перспективно, поэтому мы там присутствуем. Электронные инструменты – это вопрос сокращения рабочего времени, которое занимают телефонные переговоры. В любом случае, наша главная задача в том, чтобы к нам обратился клиент. Единственная проблема, которая есть на всех внебиржевых площадках – это вопрос доверия и финансовых гарантий.
— Как Вы видите дальнейшее развитие в этой области?
— Электронным площадкам необходимо подключать механизмы клиринга. Мы можем доверять либо не доверять компаниям, торгующим на площадках, на 100% мы не можем проверить наличие продукта. Никто не может быть уверенным и в том, что контрагент не предложит товар еще десятерым, соберет со всех деньги, и не отгрузит.
Понятно, что площадкам нужно набрать клиентов, нужна массовость. Но для того, чтобы сделки совершались, нужны серьезные ограничения.
Сейчас зайти на ряд площадок может практически любой. А нужно, чтобы была возможность различить людей, которые просто зарегистрировались, и тех, которые реально совершали сделки, и тому есть подтверждение. Например, мы видим, что на торговой площадке eOil.ru эти возможности развиваются.
На мой взгляд, все важные для торговли возможности на площадках должны быть платными, а реальные игроки должны быть отделены от остальных.
Кроме того, сегмент трейдеров является достаточно узким, к новым инструментам их приучить сложно. Как правило, единственным, чем можно завлечь людей, это подсказать им решение каких-то проблем: либо потенциальными кредитами, либо совместным финансированием с банками и так далее.
— А что касается производных инструментов, почему, на Ваш взгляд, они в России до сих пор не работают?
— Вы знаете, многие говорят только о положительных сторонах развития таких инструментов, как фьючерсные контракты. Но ведь есть и обратная сторона медали. Например, на NYMEX количество финансовых игроков на товарном рынке составляет 95% от общего числа трейдеров. Получается, что формированием цены на нефть и нефтепродукты занимаются те же люди, которые играют и на рынке денег. Это не совсем правильно.
И фиктивный (спекулятивный) капитал может также пойти на нашу биржу и аналогичным образом раздуть новый финансовый пузырь, как это произошло в мире. Фьючерс, как финансовый инструмент может заменить физические поставки. Соответственно, игрокам будет выгодно сильно раскачивать цены, а это не очень хорошо для реального сектора. По моему мнению, фьючерсы на нефтепродуктовом рынке должны быть в первую очередь инструментом хеджирования.
Добавлю, нужны не столько фьючерсные контракты, сколько ценовые индикаторы! Формироваться они должны именно на основе реальных сделок. Что такое Platts? Электронная торговая площадка. Главное, чтобы было физическое исполнение сделок. Если этого не будет, то ни о каком прозрачном рынке мы говорить не сможем.
Потребители нефтепродуктов обращаются к нам: давайте зафиксируем цену на определенный период, на три месяца, например. Наш интерес при этом – застраховать свою прибыль, и мы могли бы сделать это по формульным ценам, дисконтом от определенного индекса. Но потребители еще не осознают возможность и необходимость такого подхода. Для них существует понятие «фиксированные цены» и все.
А вот если появятся индексы, сформированные на основе реальных сделок, и основные трейдеры скажут: так, с сегодняшнего дня торгуем по формульной цене на рынке, тогда потребителям никуда не деться – ведь каналы у всех отлажены. И ФАС получит прозрачный инструмент для своих оценок, кто монопольно завышает цены, а кто работает по рынку.
В принципе индикаторы могут быть сформированы любой площадкой, будь то МТСБ, МБНК, Биржа «Санкт-Петербург» или eOil — на сегодня примерно все в равных условиях. Тем более нужна конкуренция и в сфере биржевой и электронной торговли. Главное, чтобы информация с площадок отражала реальное положение на рынке. Проблема эта сложная, и нам необходимо ее решать всем вместе. Буду рад пообщаться и подискутировать по всем затронутым нами вопросам с посетителями портала.