Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/nashim-npz-i-na-ehksportnom-i-na-otechestvennom-rynke-pridetsya-tugo/201706/
|
Российской нефтепереработке придется туго в сложившейся ныне ситуации. Как считают эксперты, и экспортный, и внутренний рынки окажутся для отечественных НПЗ низкомаржинальными.
“Цены на нефть падают, но стоимость нефтепродуктов может снизиться в меньшей степени. Поэтому России, возможно, придется перерабатывать больше объемов внутри страны и отправлять на экспорт больше нефтепродуктов, чем сырой нефти. России в этом плане придется бороться за рынки нефтепродуктов, а не только нефти”, – сказал агентству ТАСС ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Речь идет о серьезных объемах. По данным ФТС, Россия экспортировала в 2019 году 142,8 млн тонн нефтепродуктов на 66,88 млрд долларов. А экспорт нефти в прошлом году составил 267,46 млн тонн на 121,44 млрд долларов.
Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов отмечает, что НПЗ России сейчас обладают резервными мощностями. Они могут позволить увеличить текущее производство нефтепродуктов.
Эти дополнительные объемы можно продать с премией на внешних рынках вместо нефти. “Нам очень выгодно поднять загрузку. И с точки зрения экспорта – топливо выгоднее поставлять, чем нефть”, – считает эксперт.
Юшков, в свою очередь, уверен, что в настоящий момент ситуация на зарубежных рынках неблагоприятна для экспорта нефтепродуктов. Спрос на них на рынке ЕС падает из-за ограничительных мер внутри карантинных зон. Тем не менее, в будущем может сложиться ситуация, когда реализовывать нефтепродукты будет существенно выгодней, чем нефть.
Неблагоприятную конъюнктуру для экспортно-ориентированных российских НПЗ видит и главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, в Европе маржа переработчиков в первой половине марта упала на 3-5 долларов на баррель и находится сейчас в отрицательной области. Эксперт по фондовому рынку “БКС Брокер” Игорь Галактионов, в свою очередь, допустил, что из-за жестких мер ЕС по карантину спрос на бензин и дизельное топливо может переписать многолетние минимумы.
Ситуация на рынке России для отечественных нефтепереработчиков пока складывается лучше. Но из-за падения нефтяных цен маржинальность российских НПЗ сокращается, главным образом из-за снижения субсидии.
“Частично падение субсидии будет компенсировано ростом премий внутреннего рынка. Ведь снижение цен на внутреннем рынке отстает от снижения стоимости экспортных поставок”, – сказал Ежов. Он добавил, что при падении цены Urals с 60 до 30 долларов за баррель сокращение субсидии превышает 500 млрд руб. в годовом выражении.
“Тем не менее, отрасль обладает достаточным запасом прочности и сможет обеспечить надежные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок”, – отметил аналитик. А Галактионов из “БКС Брокер” считает, что если карантин и ценовые войны на рынке нефти затянутся, то это может поставить под угрозу планы российских компаний по модернизации.
“Отрицательная разница между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними ценовыми нормативами приводит к росту “демпферных” платежей в бюджет. По итогам февраля компании уже выплатили в бюджет порядка 10,9 млрд рублей. В марте платежи могут утроиться”, – отметил он.