«На сегодняшний день в Cаратовской области работают 330 АЗС, — рассказал «Времени» председатель Саратовской областной ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами «Асторн-99» Александр Елистратов. — При этом топливный рынок губернии разделен между тремя игроками: 10% — «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукту», 30% — «ТНК-ВР», 60% — так называемые независимые операторы.
По данным Елистратова, во многом на понижение цен на нефтепродукты повлияло резкое сокращение объемов физических продаж. За январь-февраль продажи упали более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Люди либо не имеют средств для покупки топлива, либо пережидают, надеясь на дальнейшее снижение цен. Пр этом объемы прибыли, которые АЗС получали еще летом прошлого года, сегодня сократились в разы.
Цены на нефтепродукты на 12-15% ниже, чем в марте 2008-го. В то же время тарифы на электроэнергию и газ возросли за это время более чем на 30%. «Прибавьте содержание АЗС, зарплату работникам, сервисное обслуживание — покрыть такие расходы при постоянном снижении цен на бензин практически невозможно».
«Сегодня оптовые и розничные цены на нефтепродукты — паритетные, — пояснил Елистратов. — После необоснованного повышения оптовых цен на топливо в начале года и значительного снижения цен на АЗС разница между закупочной и розничной стоимостью бензина резко сократилась. При этом компания ТНК-ВР, являясь основным поставщиком, нефтепродуктов для саратовских АЗС, с лета прошлого года провела 11 снижений розничных цен.
В итоге в Саратове снижение объемов продаж поставило десятки АЗС в условия выживания. Уже сегодня многие станции не оправдывают расходов на собственное содержание, не говоря уже о прибыли. Не исключено, что к лету число АЗС в губернии значительно сократится».
По словам специалиста, лишь единицы независимых АЗС смогут выбраться из долговой ямы. Большинство операторов работают на кредитные средства. Но если в прошлом году они брали кредит под 16% годовых, то сегодня по этому же кредиту выплачивают 24-27 % годовых.
«Конечно, многие заправщики были бы не против решить свою проблему, просто подняв цену на бензин. Но выше рыночной продавать никто не будет, поскольку за этим строго следит ФАС. В свете последних событий мало кто хочет получить штраф размером в годовой оборот. Кроме того, в Саратове 15% бензина привозится из других регионов, и, соответственно, цены на него определяются иногородними поставщиками, для которых местные проблемы имеют мало значения».