Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/katalizatory-importozameshheniya-video/200339/
|
90% катализаторов — веществ-ускорителей химических реакций при переработке нефти — производят за рубежом. Наладить собственное производство — вопрос энергобезопасности страны. Модернизация катализаторной отрасли затронула все нефтяные компании России.
«Роснефть» — единственная в стране компания, которая выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода, а теперь еще и гидроочистки и дизельного топлива.
Ангарский завод нефтяной компании выпускает около 400 тонн продукции в год. Предприятие является основным производителем российских катализаторов, в том числе для выпуска бензина класса Euro5.
На сегодняшний день доля ускорителей риформинга бензина ангарского производства НПЗ «Роснефти» превышает 60%, а по России 30%.
Над решением важнейшей задачи по развитию российских катализаторов работали ученые в центре исследований и разработок компании «Роснефть».
По словам руководителя центра Константина Рудяка, такого прорыва в отрасли не было 20 лет. Отчасти это связано с тем, что после перестройки распались многие научно-исследовательские институты.
Катализаторы — ключевой момент в процессе нефтепереработки. От них зависит производство высококачественного моторного топлива.
До прошлого года все катализаторы, которые позволяли получить топливо такого качества в России покупали исключительно за рубежом. Сегодня ситуация кардинально изменилась.
Например, новые российские катализаторы гидроочистки дизельного топлива способны работать при более низких температурах и с неочищенным сырьем. Это непостижимая задача для зарубежных ученых.
В Новокуйбышевске построили первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов в нефтепереработке.
Здесь вещества, которые получили в Московском центре исследований и разработок можно проверить на настоящем промышленном оборудовании в больших объемах. Раньше для таких целей приходилось прерывать работу целого предприятия.
Этот испытательный комплекс способен производить в сутки около 200 килограммов катализаторов разных видов, то есть 6 тонн в месяц.
Успешно пройдя испытания на опытном участке катализаторы запустят уже в масштабное производство на трех заводах «Роснефти». В общей сложности эти три предприятия способны производить около полумиллиона тонн катализаторов в год.
Инновационная разработка «Роснефти» стала первым за 2 десятилетия отечественным катализатором гидроочистки дизельного топлива, которую внедрили в промышленное производство в России.
В августе 2018 года его загрузили в реакторы нефтеперерабатывающего завода в Башкирии. Уже 1,5 года он работает без перезагрузки.
Также «Роснефть» — первая из нефтяных компаний России, которая в 2016 году запустила комплекс с технологией конвейерной регенерации катализаторов.
Это вещество отслужило свой цикл в реакторе нефтеперерабатывающего завода в Сызрани. Отработанное вещество очищают. На это требуется всего 15-20 часов и используют в нефтепереработке еще 2-3 цикла.
Повторное применение 2 тысяч тонн катализаторов для производства дизеля, например, помогает сэкономить компании «Роснефть» более 2 млрд рублей в год. Всего на Новокуйбышевском заводе катализаторов ежегодно проходят регенерацию до 4000 тонн веществ.
Вся эта цепочка — научный центр, опытный комплекс, катализаторные заводы — позволит в ближайшие годы существенно снизить зависимость отрасли от иностранных компаний.
По оценкам экспертов «Роснефти» к 2024 году, например, долю импорта катализаторов гидроочистки в России можно сократить с 90 до 50%, а в каких-то сегментах и полностью перейти на собственное производство.
Компания уже использует свою продукцию на установках риформинга бензина и эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний.
Параллельно с этим в Центре исследования и разработок компании решают новые амбициозные задачи, как разработка топлива для Арктики.
Производство катализаторов само становится катализатором импортозамещения в стране. Разработками компании уже заинтересовались в Южной Азии и Европе.
Путин: для российской экономики текущий уровень цен на нефть является приемлемым
Рубль гордо шагнул в пропасть вслед за обвалившейся нефтью
Сырьевой коллапс: как вирус добивает нефть и почему ОПЕК уже не поможет
Источник: vesti.ru