Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/neestestvennaya-monopoliya-2/2002/
|
Редакция Просторы России. Чем выше конкуренция, тем ниже цены. На топливном рынке Орловщины все наоборот: полное отсутствие конкуренции и высокие цены на бензин.
Оптовый и розничный рынок орловского топлива вот уже более десяти лет буквально оккупирован дочерними структурами ЮКОСа. ООО «Торговый дом «ЮКОС-М», занимающийся оптовыми поставками горючего, и ЗАО «Орелнефтепродукт», владеющее разветвленной сетью автозаправочных комплексов, диктуют ему правила игры.
Кто надувает бензиновый пузырь?
Только в России существуют так называемые вертикально-интегрированные компании (ВИНКи), которые и добывают нефть, и перегоняют ее, и через собственные торговые сети реализуют продукты переработки. Олигархическим холдингам принадлежат почти все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) страны и 70 процентов автозаправочных комплексов (АЗК). (В Европе «нефтяным королям» уже давно запрещено иметь и собственные заводы, и собственные заправки.) Причем эта порочная, неестественная для свободного конкурентного рынка система подается ВИНКами под видом заботы о потребителях. Дескать, оптимизация процессов и сокращение издержек на этапах добычи, переработки и реализации позволяет минимизировать непроизводственные затраты, а значит, держать приемлемые цены на бензин. Это слова. А вот факты. 5 сентября ЗАО «Орелнефтепродукт», входящее в ВИНК «ЮКОС», подняло цену литра Аи-95 до двадцати с лишним рублей. В Америке в это же самое время аналог Аи-95 — бензин марки Midgrade — подешевел до 2,45 доллара за галлон. В переводе на нашу систему мер и в нашу валюту это менее 19 рублей за литр. А ведь нефть Америка покупает, в том числе и у нас. В десятки раз отставая от американцев по доходам, отечественным автолюбителям остается с печальной гордостью смотреть в будущее: пусть владельцы автотранспорта из США теперь догоняют их по тратам на топливо. Боюсь, произойдет это очень не скоро. Ведь американские власти со своими бензиновыми королями особо не церемонятся. Повысил необоснованно цены — получи штраф 100 млн долларов или (на выбор) семь лет тюрьмы. И никаких тебе разговоров об оптимизации процессов и жалоб на непомерные налоги.
Эту прибыль не задушишь, не убьешь
10 августа «ПР» отправили официальный запрос и. о. управляющего ЗАО «Орелнефтепродукт» В.А. Некрасову с просьбой дать конкретный ответ на вопрос о том, почему компания в середине лета в Орловской области начала повышать цены на бензин. 21 августа редакция получила из компании «Тезисы и экспертные комментарии по причинам роста цен на нефтепродукты», представляющие собой не что иное, как компиляцию мнений различных экспертов топливного рынка. Суть этого документа, опубликованного через несколько дней на правах рекламы в газете «Орловская правда», сводилась к тому, что во всем виновато государство, задушившее бедную отечественную нефтянку непомерными налогами.
После повторного запроса В.А. Некрасов прислал уже бумагу со своей подписью. Впрочем, в ней тоже никаких откровений мы не нашли. Управляющий выражал озабоченность ростом цен в период уборочной, но «вынужден адаптировать ценовую политику компании к рыночной ситуации».
Поняв, что от монополиста местного топливного рынка не дождешься ничего, кроме общих фраз, мы решили провести собственное расследование и рыночной ситуации, и ценовой политики компании.
Вот что нам удалось выяснить. Рыночная капитализация компании на конец прошлого года составляла 74 млн 947 тыс. рублей. За первый квартал нынешнего она подросла еще на четыре миллиона. Доля рынка, занимаемого «Орелнефтепродуктом» в области, — 65 процентов. С учетом АЗК совместной деятельности она, конечно, гораздо выше. Весь объем ГСМ компании поставляет еще одна «дочка» империи Ходорковского ООО «Торговый дом «Юкос-М». В прошлом году ЗАО «Орелнефтепродукт» реализовал 121 648,6 тонны нефтепродуктов. Объем чистой прибыли — 15 млн 361 тыс. рублей, что почти на треть миллиона больше, чем в 2004 году. И это при том, что в мае 2005 года местный монополист вынужденно снизил цену бензина на своих АЗК после серьезного разговора, который его тогдашний руководитель Н.Ф. Емельянов имел с губернатором. Но даже лишившись части прибыли, Орелнефтепродукт безболезненно пережил не только этот трудный период, но и девятимесячную «заморозку» цен на ГСМ, которую по договоренности с правительством ведущие игроки российского топливного рынка соблюдали до июля 2006 года. Это какие же запасы «жира» надо накопить на такую «зимовку»?
По итогам минувшего года Орелнефтепродукт «показал» в отчете рентабельность 17 процентов. В первом квартале нынешнего, когда (заметьте) цены «стояли» на месте, она составила уже 21 процент. Можно только догадываться о ее величине после того, как в июле стоимость топлива рванула вверх. При этом учтите, что в обороте у компании не сто тысяч рублей и даже не сто миллионов. Объем выручки в 2005 году превысил два миллиарда рублей.
И, наконец, еще одно. Конечно, нехорошо считать чужие деньги, но не могу не привести данные о среднем заработке управленцев ЗАО «Орелнефтепродукт». В 2005 году — почти 17 тыс. рублей ежемесячно. В первом квартале текущего — более 16 тыс. рублей. Плюс солидные социальные выплаты. Узнали бы об этом рядовые заправщики и операторы АЗК, дело бы кончилось, по меньшей мере, массовыми волнениями. Впрочем, это внутреннее дело компании, кому сколько платить. Мы привели эти цифры только с одной целью: показать, что не на последние гроши живет наш топливный монополист, как иногда представляет ситуацию руководство ЗАО «Орелнефтепродукт».
Так о какой налоговой удавке можно вести речь? За последние два года пошлины на нефтепродукты установили уже десять рекордов, что не помешало ВИНКам и всем их многочисленным структурам исправно получать сверхприбыли. По информации заместителя начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александра Саковича, в 2005 году нефтяные компании получили 40 миллиардов долларов чистой прибыли при сплошных рекордах величины пошлины. Есть в этой многомиллиардной золотой реке и «ручеек» ЗАО «Орелнефтепродукт».
Высокооктановое безумие
Прогнозы некоторых аналитиков, что цены на топливо когда-нибудь исчерпают потенциал своего роста, скорее из области добрых пожеланий. Не будет этого хотя бы потому, что крупные нефтяные компании сами устанавливают себе правила игры. А надеяться, что они добровольно откажутся от прибыли, могут только сумасшедшие. Не спасет ситуацию и резкое падение цены на нефть на мировом рынке. Во-первых, реальных надежд на реализацию этого сценария сегодня практически нет. А во-вторых, нефтяные монстры в таком случае тут же отыграют упущенную прибыль, в очередной раз подняв цены на бензин для россиян. Поэтому решение проблемы надо искать в другой плоскости.
Роснефть нам поможет
Рынок топлива и в России, и в нашей области деформирован. Выражаясь научно, это олигопольный сегмент экономики, контролируемый ограниченным числом компаний. В Орловской области — одной. Участники этого рынка живут своей обособленной жизнью, реагируя не на спрос, не на уступки правительства, которые оно делает им в последнее время очень часто, а на поведение лидеров. В нашем случае мелкие АЗС ориентируются на действия ЗАО «Орелнефтепродукт». За нынешнее подорожание бензина мы можем «благодарить» только его, а точнее — ВИНКи, в одну из которых оно входит. Именно они дали команду отпустить цены на своих заправках, а владельцам более мелких сетей АЗС, чтобы выжить, не оставалось ничего другого, как сделать то же самое.
ВИНКи эксплуатируют невосполняемые ресурсы, которые принадлежат всему народу и являются не просто национальным, а общенародным достоянием. Если Газпрому и его региональным структурам государство ежегодно устанавливает лимит на рост тарифов для населения, то почему этого нельзя сделать для нефтяных компаний? Законодательно определить верхнюю планку рентабельности и предельный уровень наценок на розничную торговлю бензином. Зарабатывайте, ребята, но не за счет россиян.
Чтобы положить конец ценовому безумию, необязательно даже оказывать административное давление на частные нефтяные компании: стоит той же Роснефти, в которой государство — главный акционер, опустить цену на бензин, например, до 17 рублей. Нетрудно предположить, что «Орел…» и прочие «…нефтепродукты» через день-два тоже умерят свои аппетиты. Причем, как показывает практика прошлого и нынешнего годов, без особого ущерба для своей прибыли. Зато какой будет социально-экономической эффект!
Есть, правда, еще один способ: закупать бензин в Америке, Китае или Беларуси, где он сейчас дешевле, чем в России. Только тогда зачем нам нужен Орелнефтепродукт?
Информация о финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» взята с сайта НК «ЮКОС» (http://www.yukos.ru/s289.shtml)