Крупные российские нефтяные компании продолжают поглощение независимых розничных сетей. Можно ли защитить небольшой и средний бизнес в этой области? Насколько важен он для развития рынка, для формирования цен? Оправданы ли сценарии по отделению розничного сбыта из состава ВИНК? На наши вопросы отвечает Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
— Евгений Александрович, каков состав участников Союза и основные направления работы?
— Российский топливный союз объединяет региональные общественные организации, членами которых являются компании, работающие на топливном рынке, причем преимущественно, это розничные трейдеры. То есть членами РТС не могут быть юридические лица, предприниматели. Они могут стать участниками Союза через свои некоммерческие объединения. На сегодняшний день около 20 активных региональных членов и еще около 20 думают о вступлении, они интересуются нашей работой, общаются.
Например, Московская топливная ассоциация объединяет практически всех крупных трейдеров, которые работают в Москве. Примерно 80% топлива, которое реализуется в столице, реализуется через членов МТА, в которую входят как независимые компании, так и все сбытовые структуры ведущих нефтяных компаний. Такая же ситуация и в регионах в той или иной степени.
Конечно, Союз действует в первую очередь в интересах независимых трейдеров и, к сожалению, иногда возникает конфликт интересов, поскольку у независимых трейдеров и у нефтяных компаний интересы совпадают не всегда. Необходимо отметить, что процесс укрупнения сбытовых сетей нефтяных компаний за счет скупки независимых АЗС идет достаточно активно. Например, в Москве независимых операторов становится все меньше, среди крупных сейчас можно назвать только ЕКА-холдинг, Трансэнергоснаб и Транс АЗС. Хотя достаточно много небольших, владеющих несколькими АЗС.
— Каким образом ценообразование влияет на работу независимых операторов рынка в рознице?
— Спрос на потребительском рынке топлива сейчас относительно стабилен и прогнозируем. Нет дефицита нефтепродуктов, нет и профицита. Все что необходимо, остается внутри страны, все что превышает эти объемы – уходит на экспорт.
Ценовая ситуация в рознице меняется очень медленно, в отличие от оптовых цен, у которых, конечно, отдельная жизнь. Они четко привязаны к ценам на нефть. Цены на свободном рынке внутри России в стабильной ситуации изменяются в соответствии с мировой ценой. Индикатором цен свободного рынка нефтепродуктов является, в некотором смысле, группа Уфимских НПЗ. Внутреннее ценообразование нефтяных компаний остается непрозрачным.
Что касается розницы, то в целом по стране по количеству АЗС, соотношение 60% на 40% в пользу независимых компаний. В таких регионах как Москва и Санкт-Петербург, ситуация другая – здесь, как я уже говорил, независимых компаний становится все меньше.
На свободном оптовом рынке топлива хватает далеко не всем, независимые операторы приобретают его у ВИНКов. ФАС фиксирует на рынке коллективное доминирование ВИНК – мы согласны с такой оценкой.
В стабильной экономической ситуации, норма прибыли для независимых владельцев АЗС — где-то 15%. Это величина не очень большая, но достаточная для развития. Если доходность падает, то это толкает розничные цены вверх. Если доходность увеличивается, то цены могут снижаться.
Ситуация меняется, когда наступают какие-то резкие изменения. Это происходило в первой половине прошлого года, когда мировая цена резко пошла вверх. Вслед за этим подскочили внутренние цены на нефть и оптовые цены на нефтепродукты.
В тоже время наш розничный рынок таков, что цены не могут меняться резко, особенно в тех регионах, где создана конкурентная среда. Летом по некоторым видам топлива розница работала практически в ноль, поскольку по ряду видов топлива оптовые цены превышали розничные. Эту ситуацию крупные компании использовали для того, чтобы поглотить независимых розничных трейдеров, оказавшихся в убытках. Несмотря на падение прибыли в рознице, ВИНКи могли ее компенсировать в оптовом секторе – на внутреннем и, особенно, на экспортном направлении.
Потом ситуация резко изменилась, мировые цены пошли вниз. А снижение внутренних розничных цен тормозилось нефтяными компаниями – они пытались компенсировать потери от экспорта, ставшего убыточным, ведь действовала большая экспортная пошлина, которая устанавливалась с опозданием.
Для независимой розницы удержание цен на высоком уровне, конечно, тоже было плюсом, кроме того, независимые продавцы могли держать цены ниже, чем у крупных компаний. Доходность в рознице доходила уже до 30-40 %. Но средняя доходность по итогам года была где-то 15-20%.
В начале 2009 года на рынке наблюдались колебания. Сначала оптовые цены снижались, затем начался некоторый подъем мировых цен, и на оптовом рынке цены тоже пошли вверх. Розница же была относительно стабильна, с понижающим трендом.
— Какова позиция Союза в условиях поглощения независимых операторов?
— Мы считаем, что независимая розница должна сохраниться, это необходимо для нормальной конкуренции. Данную позицию поддерживает ФАС и профильные министерства.
— Ваша оценка работы ФАС по регулированию цен?
— Служба призвана Правительством РФ стать инструментом влияния на цены в тех условиях, когда экономических рычагов влияния немного. Вот ФАС и пытается регулировать так, как она может – с использованием административных рычагов. Используется Закон «О конкуренции», понятия — «монопольно высокая цена», «коллективное доминирование», «сговоры» и т.д. Более или менее ФАС удается чего-то добиться в отдельных регионах, например, в Иркутской области и на Сахалине. Там, действительно, явно виден монополизм.
Но в целом по стране эффективность такого регулирования под большим вопросом. Штрафы накладываются, но компании не спешат их выплачивать, суды затягиваются. Критериев для определения монопольно высоких цен в целом по стране практически нет. Повышение цен является необоснованным для ФАС, но абсолютно обосновано для субъекта бизнеса, так как цель коммерческой структуры – извлечение максимальной прибыли. Только штрафами и наказаниями проблему не решить. Необходимо получить экономические рычаги влияния на цены, создать конкурентную среду, добиться прозрачности ценообразования, особенно на рынке сырой нефти.
— Каким образом вы работаете с ФАС, отстаивая позиции независимых топливных компаний?
— У нас налажена постоянная оперативная связь и с соответствующими территориальными органами, и непосредственно с руководством. Через организацию Опора России мы контактируем с руководителем ФАС Игорем Артемьевым. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин регулярно присутствует на заседаниях Совета директоров РТС. ФАС использует наши данные для мониторинга цен и событий на рынке.
Достаточно часто к нам приходят жалобы от наших участников на неправомерные действия территориальных органов ФАС. Например, в ряде регионов были требования, чтобы цены на заправках были одинаковыми с точностью до копейки. К нам прислушались и отменили данное решение. Так что в целом работа ведется конструктивно.
— Какие же меры Вы видите для преодоления монополизма?
— Все участники согласны с тем, что надо развивать конкурентный рынок, вопрос, какими способами?
Одно из направлений, которое в последнее время обсуждается – это раздел сфер нефтедобычи, переработки и сбыта. Идея — сделать так, чтобы основная доля нефти не шла по внутренним каналам ВИНК, а выходила на рынок.
Кстати, ФАС совсем недавно выступила с похожим предложением. Предлагается, правда, начать с розницы, выделив из структуры нефтяных компаний сети АЗС. Мы об этом говорим уже лет десять, наверное. С точки зрения развития конкуренции, это было бы очень правильным решением. Хотя мне кажется, что надо начинать с самого основания вертикальной цепочки — в области нефтедобычи у нас совсем непрозрачное ценообразование.
— В этой связи, как Вы оцениваете развитие биржевой торговли?
— Конечно, развитие биржевой торговли в корне бы изменило ситуацию. Например, самостоятельные НПЗ стали бы покупать нефть и реализовывать нефтепродукты через биржу. Пока о биржевой торговле больше говорят. Формально она есть, но фактически, это только разовые торги.
— Способна ли биржа в перспективе стать серьезной площадкой по котировкам нефти и нефтепродуктов?
— Это одна из тех задач, которые ставят перед биржами. Чтобы ориентироваться не по Лондонской, Нью-Йоркской или Токийской бирже, а чтобы это была наша, российская площадка. Задача реальна, только надо приложить определенные усилия и главное – стимулировать компании выходить на эту биржу. У них пока такой заинтересованности нет, ведь всю свою нефть и нефтепродукты они продают по своим же налаженным поставочным каналам. Это для них только лишняя головная боль.
Да, есть независимые нефтедобытчики, фактически, они производят 15% от общей добычи, но в основном работают на экспорт.
— Существуют серьезные планы создания для них отдельного завода …
— Сегодня это очень сложно. Кто предоставит настолько серьезные инвестиции в условиях мирового кризиса? И потом, экспорт эффективнее, чем поставки на внутренний рынок. В этих условиях небольшие добывающие компании ориентируются на внешние направления.
— А инвестиции в модернизацию существующих перерабатывающих мощностей – они будут продолжены?
— Компании не могут существенно сокращать эти программы. Во-первых, у нас работает новый Технический регламент, который устанавливает определенные требования к экологическим характеристикам топлива и устанавливает сроки перехода на нефтепродукты более высокого качества. Эти сроки сдвинуты относительно первоначальных, но они достаточно жесткие.
Во-вторых, надо повышать глубину переработки. Это, кстати, тоже один из путей, влияния на цены. У нас низкая глубина переработки и ее приходится компенсировать повышением цен на светлые нефтепродукты.
Проблема реконструкции заводов, конечно, решается. ЛУКОЙЛ, ТНК и другие компании проводят большую работу в этой области. Но реконструкция всех наших крупных НПЗ – это работа лет на десять и более.
— Каковы основные направления работы Союза в области совершенствования законодательства, регулирующего топливный рынок?
— Основная задача РТС – помощь в ведении бизнеса компаниям – участникам наших региональных организаций. Так как многие из них относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то, конечно, основной вопрос – снятие административных барьеров. И хотя у нас нет права законодательной инициативы, мы ведем анализ, предлагаем те или иные меры.
Есть определенные успехи, к нашему мнению прислушиваются. РТС принимал активное участие в принятия Технического регламента, регулирующего характеристики топлива, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Большая работа была проведена по отмене лицензирования АЗС как производственного объекта, теперь к АЗС не применяется термин «производственный объект», который используются в Законе
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Нам удалось доказать в правительстве, что хоть АЗС и является опасным объектом, но есть другие методы контроля и надзора. Необходимость лицензирования являлось дублирующей мерой, накладывало большую материальную нагрузку на независимых владельцев заправок, тогда как для крупных компаний было необременительным.
В настоящее время идет работа по внесению изменений в законодательство о страховании гражданской ответственности за эксплуатацию опасных объектов. Мы активно сотрудничаем с разработчиками проекта.
— Как ведется работа в области контроля качества топлива, реализуемого на АЗС, что здесь делает Союз?
— С введением Технического регламента контроль возложен на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В полной мере этот контроль, к сожалению, не осуществляется. Однако там, где есть высокий уровень конкуренции, голосует автомобилист. Не поедет он туда, где продается некачественное топливо.
Конечно, есть проблема недобросовестных продавцов и низкого качества топлива. Тут я хочу уточнить, что источник суррогатного топлива – это не крупные НПЗ, которые выпускают только то, что положено по техрегламенту. Однако с заводов выходят и некие базовые компоненты, используемые для получения суррогатного топлива в кустарных условиях, причем эти базовые компоненты либо имеют меньшую величину акциза, чем товарный бензин, либо вообще являются неподакцизными.
В области контроля у нас есть противоречия с московскими властями. В столице контроль осуществляет правительственный Департамент природопользования и окружающей среды. Московские власти устанавливают более высокие требования по качеству топлива, чем требования федеральные, что нарушает требования Конституции о свободном обращении товаров и услуг на территории страны. Мы указываем и на необходимость доработок в законодательстве. В настоящее время в Кодексе административных правонарушений РФ нет нормы по ответственности за реализацию продукций, которая не соответствует Техническому регламенту.
По этим и другим вопросам надо работать. Мы уверены, что наш опыт и опыт наших участников, аналитические возможности Российского топливного союза помогут принять правильные решения.