Регулярный мониторинг автомобильного и авиационного топливного рынков приносит свои плоды: возбуждены новые дела против крупнейших вертикально-интегрированных компаний, продолжающих поддерживать монопольно высокие цены на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикальноинтегрированные компании нарушившими антимонопольное законодательство. ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг» было выдано предписание с рядом требований, которые направлены на создание здоровых конкурентных условий. Кроме того, на указанных юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму около 6 млрд. рублей.
Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. В то время как это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо.
Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. Законность решений ФАС России, в том числе, о наложении штрафов в отношении небольших участников рынка, не имеющих сопоставимых возможностей при рассмотрении дел в судах, во многих случаях подтверждаются несколькими судебными инстанциями. Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).
Напомним, что в конце 2008 — начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива практически во всех регионах России наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Данная ситуация может свидельствовать о неоправданном росте доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных розничных рынках, и по данным фактам на сегодняшний день территориальные управления ФАС России возбудили порядка 30 дел в отношении участников топливного рынка на территории страны.
«В начале 2009 года компаниями был допущен необоснованный рост оптовых цен, что в ряде регионов уже привело к некоторому повышению цен в рознице. В прошлом году ФАС России возбудила более 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов», – заявил глава ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев.
По фактам злоупотребления на оптовых рынках, географическими границами которых является вся Россия, дела будет рассматривать центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. Материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу.
В большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах. Одной из главных тем в поступающих жалобах являются проблемы в сельском хозяйстве. Резкое и необоснованно увеличение цен на горюче-смазочные материалы может привести к срыву посевной кампании 2009 года.
В 2009 году планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в нефтяном секторе.
Справка по делам возбужденным, ФАС России и территориальными органами ФАС России в 2009 году Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках: – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 13; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 16; Из них: – на рынках автобензинов – 29; – на рынках авиаГСМ и услуг топливозаправочных комплексов в аэропортах– 1. По 29 делам рассмотрение продолжается в настоящее время.