Интервью
|
https://www.oilexp.ru/question/interview/%c2%abmy-realizuem-ideyu-torgovli-rossijskimi-tovarami-v-rossii-i-za-rubli%c2%bb/19703/
|
— Торговая площадка eOil.ru достаточно быстро завоевала известность на рынке нефтепродуктов. В чем секрет?
— Да, мы относительно молоды по меркам нефтяной отрасли — два года на рынке. Тем не менее, на портале зарегистрировано уже около 5000 участников. Объем дневных открытых позиций по нефтепродуктам составляет от 3 до 10 млрд руб. в день. Как видите – немало! Наверное, мы пришли в нужное время. Сейчас внебиржевой рынок, и в частности, электронные площадки играют в топливном секторе все большую роль. На нашей площадке сегодня работают как вертикально-интегрированные компании, так и независимые трейдеры. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда помимо традиционно выгодных схем и путей поставок можно найти гораздо более рентабельные. Но рынок непрозрачен, и для поиска таких вариантов требуется самый драгоценный ресурс — время, а время – это деньги. Наша система автоматизирует поиск наиболее выгодных для покупателей предложений, просчитывая тысячи вариантов логистики поставок за секунды.
— Как возникла идея создания площадки?
— До того, как мы пришли на нефтепродуктовый рынок, мы работали на зерновом рынке. В 2003 году была запущена электронная площадка idk.ru. Было огромное количество предложений от сельхозтоваропроизводителей, а также более 100 возможных базисов поставок зерна. Перед участниками было множество вариантов, как перевезти, куда отгрузить. Можно ли автоматизировать процесс поиска лучших вариантов сделок с учетом 1000-ти возможных вариантов логистики? Наш ответ был – да! С помощью команды математиков и программистов мы решили эту задачу. Возможно, на словах это выглядит просто, но это оказалось прорывом! Вполне логичным шагом стал следующий сегмент рынка – рынок нефтепродуктов. А катализатором запуска портала eOil.ru стал интерес госструктур. В 2005-2006 гг. Минэкономразвития акцентировало свое внимание на развитии товарного рынка и нам предложили разработать модель построения внебиржевого рынка нефтепродуктов. Создание новой электронной площадки шло в тесном сотрудничестве с министерством. Мы перенесли лучшие программные решения с IDK.ru на новую торговую площадку для нефтепродуктов под брендом eOil.ru. И 25 сентября 2006 года портал был открыт.
— Как участники рынка восприняли появление новой площадки? Какие задачи они в первую очередь решают с ее помощью?
— Независимые трейдеры восприняли новый электронный инструмент очень хорошо при том, что рынок достаточно консервативен. Они попробовали, оценили механизм — объемы торгов начали расти. Сложнее было с большими холдингами. Как известно, нефтепродуктовый рынок монополизирован, поделен между крупнейшими компаниями. А большие компании далеко не всегда хорошо воспринимают различные новшества. Однако крупные структуры не могут полностью учитывать баланс спроса и предложения, а также быстро принимать решения в меняющейся конъюнктуре. Периодически в тех или иных регионах у них возникает необходимость в ликвидации излишков товара либо его дефицита, поэтому им приходится работать и на свободном рынке и включаться в торги на нашей площадке. В качестве примера можно привести «Татнефть», которая очень внимательно анализирует, выгодно ли поставлять топливо из своих ресурсов или закупать его на свободном рынке. «Татнефть» стала нашим первым активным участником. Еще один фактор: холдингам необходимо увеличивать налоговую дисциплину, повышать прозрачность, следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Акционеры ВИНК нуждаются в независимых индексах цен на продукцию. С помощью электронных площадок высшие руководители могут проверить, а по справедливым ли ценам идет торговля внутри компании? Тем более это актуально в период кризиса. С другой стороны, мы видим, что правительство и ФАС практически в ежедневном режиме жестко контролируют компании, а для оценки справедливого уровня цен пользуются данными электронных торговых площадок.
— Можете ли Вы рассказать о конкурентных преимуществах торговой площадки?
— Одним из ключевых моментов для участников рынка является расчет стоимости транспортных расходов. Торговая площадка eOil.ru позволяет погрузить всех участников торгов в один «биржевой стакан», так как учитывает все три основных вида перевозок: железная дорога, трубопровод (система «Транснефтепродукта») и автотранспорт. Серьезным конкурентным преимуществом у нас является и то, что алгоритмы системы позволяют вести расчеты смешанных перевозок, т.е. в какой точке войти в «трубу», где лучше сделать перевалку на железнодорожный транспорт и затем на автомобильный. Таким образом, можно планировать логистику от НПЗ до АЗС. В базе данных 324 точки на трубе, около 9 тыс. городов и 9 тыс. железнодорожных станций России и стран ближнего зарубежья. Система позволяет рассчитать тысячи возможных маршрутов за секунды. Пользователь площадки имеет возможность наблюдать за всем маршрутом: он видит города и станции, расстояние и транзитное время, получает информацию о стоимости перевозок — как по всей партии, так и по единице груза. Выбор смешанных перевозок позволяет существенно оптимизировать затраты. Есть также возможность исключать какого-либо транспортного оператора, например, во время технологических перерывов в прокачке по трубе, мы можем автоматически посчитать транспортировку по железной или автомобильной дороге.
— Расскажите, как организована система торгов?
— Покупатели и продавцы вводят в систему предложение (лот) на покупку или на продажу. После этого добавляются остальные характеристики: место нахождения товара и место назначения, стоимость, объем партии, срок действия предложения. Лот выставляется на торговую площадку. Система автоматически проводит расчет и показывает все оптимальные предложения для указанного вами базиса, начиная с наиболее экономически выгодных. eOil.ru учитывает все качественные характеристики и предварительно высчитывает все накладные расходы: погрузку, разгрузку, транспорт, налоги и сборы. На этапе предложения владельцы лотов не видны друг другу, торгуются инкогнито. Контакты открываются только после заключения сделки. Однако при определенном тарифном плане (см. тарифы на http://eoil.ru/private/info/plans.php) у пользователей есть возможность изначально видеть владельцев лотов. Таким образом работает система репутационных рисков.
— Могли бы Вы рассказать несколько подробнее о репутационных рисках?
— Во-первых, на нашей площадке уже создан определенный пул, игроки которого хорошо знают друг друга. Регистрация новых участников производится в том числе по рекомендациям зарегистрированных трейдеров. Кроме того, одна компания может внести другую компанию в личный черный список, и в этом случае лоты этих компаний не видны друг для друга. Участники, которые по тем или иным причинам не хотят заключать сделки между собой, просто не видят предложений друг друга. Такой механизм реализован по предложениям самих участников торгов.
— Какие статистические и аналитические данные доступны участникам?
— Все лоты и результаты сделок хранятся в архиве. У нас есть данные по номенклатуре, региону, цене за любой период. Постоянно ведется контроль достоверности данных. Есть различные варианты представления данных в разделе «Статистика».
— Вы говорили про задачу формирования и использования участниками рынка ценовых индикаторов. Расскажите, пожалуйста, как она решается?
— Действительно, мы поставили перед собой задачу (и рассказали об этом сообществу участников торгов) по созданию и запуску полноценных инструментов торговли – адекватных рыночных Индексов. Задача была крайне непростой, учитывая особенности рынка. В числе главных факторов: высокая зависимость внутренних цен на нефтепродукты от мировых за счет привлекательной экспортной альтернативы; нестабильность валютных рынков; сильная волатильность рынка, отсутствие равного доступа к информации об экспортных рынках и зарубежных партнерах. Тем не менее, мы приступили к решению задачи формирования расчетного Индекса справедливой рыночной цены. Принцип расчета Индексов основан на приведении цен к нужному нам базису. Есть определенные ограничения. Мы берем все предложения продавцов и покупателей с нашей площадки, Индексы формируются на основании этих данных. В формуле существует достаточно серьезный механизм защиты от манипуляций. Подробное описание методики расчета приведены на сайте: http://eoil.ru/news/18889 В настоящее время участники рынка оперируют более чем 10 индексами по наиболее ликвидным точкам продаж. Мы можем увеличить число этих точек и представить столько Индексов, сколько будет необходимо нашим участникам. Многие компании уже оценили идею создания Индексов «справедливой» стоимости, а с 2008 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также стала применять их для анализа рыночной ситуации.
— Как известно, с помощью eOil.ru создана специализированная площадка для компании «Газпром нефть», могли бы подробнее об этом рассказать?
— Реализация площадки специально для «Газпром нефти» стала определенным показателем изменения ситуации в отрасли, большей рыночной ориентированности крупных игроков. В 2006 году компания «Газпром нефть», в соответствии со своей стратегией, начала оптовую реализацию нефтепродуктов посредством тендерных продаж. Однако спустя несколько месяцев компания убедилась в том, что обработка бумажной документации затруднительна. Было принято решение о разработке и внедрении специализированной электронной системы. Как отметил Вадим Кудрявцев, начальник управления по маркетингу и ценообразованию «Газпром нефти», «партнера мы искали долго и остановились на разработчиках площадки eOil.ru. Реализация этой системы подходила для решения задач нашей компании». «Газпром нефть» определила несколько принципов для своей собственной системы. Во-первых, это принцип аукционности торгов. То есть компания выставляет лот, а участники рынка торгуются за него между собой. Во-вторых, открытость, прозрачность и независимость торгов — ни один сотрудник «Газпром нефти» не имеет возможности вмешиваться в ход торгов. Третий принцип – доступность площадки для всех желающих. Весной 2008 года площадка запущена в тестовом режиме и в настоящее время введена в промышленную эксплуатацию. Эффективность и важность электронной системы торгов положительно оценена председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым в его новогоднем обращении к коллективу. Наша команда испытывает гордость, что наши усилия смогли поспособствовать работе одной из крупнейших компаний в России и в мире.
— Каковы Ваши дальнейшие планы, что нового увидят пользователи eOil.ru?
— Мы работаем сегодня в условиях кризиса, в очень жестких условиях. Тем не менее, мы планируем развитие по нарастающей, увеличение мощности и скоростей работы сервисов на нашем портале, работаем над новыми сервисами, удобством представления данных, над новым корпоративным дизайном. Залогом быстрых изменений является квалификация нашей команды математиков, программистов и специалистов по продвижению площадки на рынке. Приоткрою завесу над некоторыми новинками. Ведется большая работа над созданием двойного встречного аукциона с гарантиями исполнения в лице Центрального контрагента по сделке. Мы четко видим нашу задачу. Она состоит в развитии отечественного внебиржевого рынка, защищенного от мировых ценовых колебаний. Как отметил наш президент, «Торговать стратегическими для России товарами нужно в своей стране и за рубли!». Это является нашим девизом.