Проблема совершенствования антимонопольного законодательства в интересах развития малого бизнеса стала ключевой темой для обсуждения на прошедшем 3 марта расширенном заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы.
Как отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин, необходимо конкретизировать ряд норм ФЗ №94 в части возможности проанализировать деятельность компаний, претендующих на госзаказ.
В существующем варианте остается лазейка для недобросовестных участников рынка или посредников. Еще одна проблема – отсутствие механизма, при помощи которого можно отслеживать выполнение нормы, дающей малым фирмам преимущественное право участвовать в госзаказе. Фактически норма есть, но никто ее не выполняет, так как никто не контролирует выполнение закона.
Этот вопрос, по мнению С. Катырина, самый болевой, так как в условиях кризиса реальная помощь малому бизнесу может быть только в обеспечении спроса на продукцию.
Также, по его мнению, не может быть обойдена со стороны ФАС проблема принятия многострадального закона «О торговле». «С учетом того, как развиваются взаимоотношения малого бизнеса и сетей, без участия ФАС просто невозможно ни прописать такой сложный закон, ни отследить его последующее выполнение. Сегодня не только мелкие, но и крупные производители попадают в кабалу сетей, которые безнаказанно могут не рассчитываться с поставщиками годами», — утверждает С. Катырин.
В своем выступлении президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов отметил, что помимо перечисленных проблем, остаются нерешенными такие вопросы, как проблема роста арендной платы за занимаемое малым бизнесом муниципальное помещение, проведение малой приватизации с возможностью выкупа малыми предприятиями занимаемых ими площадей.
Со своей стороны, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Сергей Железняк отметил, что заблуждение думать, будто законодательная база по малому бизнесу выстроена. «На самом деле регулятивная база несовершенна», — пояснил депутат.
Глава ФАС отметил, что 85% от общего числа жалоб поступает в ведомство от представителей малого бизнеса, и внес свои предложения по совершенствованию действующего законодательства в интересах малого бизнеса.
Первая проблема — как передать крупные ассигнования в руки малого бизнеса, обеспечив его госзаказом. Сегодня стоит задача заставить заказчика в совокупности заказов раздробить 20% из них на лоты для МБ стоимостью менее 12 млн рублей. Необходимо отправить предписания госзаказчикам, в том числе главам регионов, как это собственно делать. И. Артемьев напомнил, что 31 декабря всем госзаказчикам придется отчитываться по соблюдению требований в проведении торгов, но пока «никто ничего не делает».
«Главы регионов получат предписания от ФАС об обязательном предоставлении госзаказа малым компаниям, а далее мы будем выявлять нарушения. В противном случае МБ не выжить, ведь доступ к кредитам нулевой. Если кредит дается под 30% — это ноль кредитов, давайте смотреть правде в глаза», — отметил глава ФАС.
Чтобы стимулировать активность представителей заказчика, он предлагает ввести санкции по КоАПу для госзаказчиков за недоработки в пользу МБ. «Не раздробил заказ — получи штраф. И делать это нужно срочно, не дожидаясь новых законов. Иначе ничего не будет, и невозможно будет реально передать 500 млрд рублей госзаказа в пользу малого бизнеса», — пояснил И. Артемьев свою позицию.
Еще одна проблема – отсутствие информации по торгам. И. Артемьев напомнил, что Минэкономразвития не может получить деньги на создание единой электронной поисковой системы торгов. «Как следствие, работаем как в конце 20 века. В Мособласти зафиксирован случай, когда данные по торгам были опубликованы в газете, но один экземпляр был у заказчика, другой у поставщика, а все остальные — на свалке. Мы не можем найти полтора миллиона рублей для того, чтобы потом сэкономить триллион. И пока не будет выбрано пять–семь электронных площадок на конкурсной основе, мы так и будем вести вторую мировую войну с заказчиками и с малым бизнесом», — подчеркнул И. Артемьев.
Внес глава ФАС и радикальное предложение по решению проблемы малого бизнеса с сетевой торговлей. Он считает, что не надо прописывать эти непростые отношения в законе о торговле, тем более, если возникли такие трудности с его принятием. «Достаточно написать дополнительные три строки в закон о конкуренции, определив, в каком случае сеть становится доминирующей компанией, в каком — поставщик, и все будет решено. Если депутаты захотят, внесем такие поправки», — пояснил И. Артемьев. При этом он подчеркнул, что ведомство не ставит задачу уничтожать сети. Просто нужно определить для них правила игры на рынке и наказывать тех, кто не готов работать в рамках закона о конкуренции.
«Не надо чинить произвол по отношению к сельхозпроизводителям, уничтожая их при помощи системы бонусов. Я читал договор с сетями и ничего не понял. Такие договоры специально формулируются так, чтобы никто ничего не понял. И что требовать от фермера, если профессор университета не поймет требования к поставляемой продукции. Все эти 28 бонусов и 49 дискриминационных пунктов придуманы, чтобы окончательно запутать поставщика, налогового инспектора и потребителя, чтобы никто ничего в конечном счет не понял. И потом нам говорят про 2% рентабельности. Пусть верят те, кто хочет верить», — в сердцах заключил глава ФАС.