Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/postavki-nefti-na-npz-mogut-vyrasti-v-2020-godu/196696/
|
Баланс поставок нефти по системе «Транснефти» в 2020 году может сместиться с экспорта в сторону поставок на российские НПЗ. Исходя из предварительных заявок нефтекомпаний, они собираются увеличить переработку на 13 млн тонн, одновременно сократив экспорт. Эксперты объясняют это тем, что работа российских НПЗ в целом остается довольно прибыльной на фоне существенных компенсаций со стороны государства. При этом поставки сырья на экспорт через порты, уровень которых в 2019 году вырос на 11% во многом из-за форс-мажора на нефтепроводе «Дружба», в следующем году могут снова упасть. По маршруту через Белоруссию, с которой до сих пор нет договоренностей о цене транзита, прокачка должна восстановиться с 42 млн до 50 млн тонн.
В 2020 году «Транснефть», исходя из заявок грузоотправителей, планирует принять в систему нефтепроводов около 488,5 млн тонн нефти. Причем поставки на российские нефтеперерабатывающие заводы должны вырасти на 5,3%, до 259 млн тонн, а экспорт — снизиться на 3,9%, до 229,5 млн тонн по сравнению с 2019 годом. В прошлом году динамика была обратной — экспорт рос (на 3,6% до 238,8 млн тонн), а поставки на НПЗ снижались (на 1,3%). Это объяснялось параметрами налогового маневра — снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным ростом НДПИ при прочих равных условиях делало экспорт более выгодным.
Руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» Argus Сергей Агибалов отмечает, что для роста потребления нефти на внутреннем рынке есть объективные причины.
• Во-первых, говорит он, запустился ряд новых установок, крупнейшая из которых на комплексе «Татнефти» ТАНЕКО.
• Во-вторых, масштабная модернизация и высокие инвестиции сделали высокорентабельными отдельные мощности по переработке, например, у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти».
• И, говорит эксперт, с ходом модернизации НПЗ есть предпосылки для дальнейшего увеличения объемов потребления нефти внутри страны.
К тому же, говорит он, с учетом установленных государством компенсаций для переработчиков в рамках налогового маневра доходность некоторых НПЗ в 2020 году только вырастет за счет региональных выплат (так называемый логистический коэффициент).
Но большой прирост выпуска дизтоплива в России создаст нефтекомпаниям и сложности, так как им придется искать маржинальные рынки сбыта и конкурировать между собой и с мировыми поставщиками.
По мнению господина Агибалова, если бы мощности Антипинского НПЗ не были остановлены на несколько месяцев в 2019 году, то прирост потребления нефти внутри РФ произошел бы уже по итогам прошлого года.
При этом, отмечает эксперт, заявленные цифры поставок на НПЗ еще могут быть скорректированы в зависимости от конъюнктуры. По оценкам консалтингового подразделения ценового агентства Argus, дисконт российской марки Urals к цене North Sea Dated (аналог Brent) в 2020 году может быть на уровне $2–4 за баррель. Поэтому сейчас нефтекомпаниям логичнее заявить высокие поставки на НПЗ, а если конъюнктура экспорта нефтепродуктов станет менее благоприятной, нефть всегда можно отправить на экспорт.
Исходя из данных «Транснефти», у системы сохранятся значительные свободные экспортные мощности в портах европейской части РФ.
По существующим планам, экспорт через порты сократится на 23 млн тонн, до 115 млн тонн, по сравнению с 2019 годом, тогда как поставки по нефтепроводу «Дружба» составят 50 млн тонн (против 42,3 млн тонн в прошлом году). Поставки в Китай, как предполагается, будут идти на максимальной мощности (40 млн тонн по трубе), а загрузка Козьмино также останется почти неизменной (около 35 млн тонн). Источники “Ъ” отмечают, что расширение портовых мощностей по экспорту нефти позволит российским нефтекомпаниям в случае необходимости перенаправить туда объемы с нефтепровода «Дружба». Условия поставок по этому маршруту до сих пор не согласованы, и Минск уже не раз заявлял о возможных сокращениях прокачки через свою территорию.