Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/vzryv-s-ugrozoj-ostanovki-na-ukhtinskom-npz-lukojla/196167/
|
На самом небольшом нефтеперерабатывающем заводе ЛУКОЙЛа — Ухтинском НПЗ — произошел взрыв и пожар на установке гидродепарафинизации дизельного топлива. В результате завод может быть остановлен, что, впрочем, не приведет к значимым последствиям для поставок топлива на российский рынок. По мнению экспертов, в случае серьезного повреждения построенный в 1934 году НПЗ, который и раньше был проблемным активом для компании, может быть закрыт.
Вечером 9 января в 16:55 по московскому времени на объекте нефтеперерабатывающего завода ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (входит в ЛУКОЙЛ) начался пожар. По предварительной информации МЧС, площадь горения составляла около 1 тыс. кв. м на установке гидродепарафинизации дизельного топлива. К вечеру размер пожара удалось сократить до 700 кв. м. В результате ЧП пострадал один человек. В ЛУКОЙЛе ситуацию не комментируют. Пока об остановке завода официально никто не заявлял. В «Транснефти» сообщили, что НПЗ продолжает получать от компании сырье по нефтепроводу в соответствии с графиком поставок.
Ухтинский НПЗ — одно из старейших предприятий в российской нефтеперерабатывающей отрасли, запущен в 1934 году. С 1999 года принадлежит ЛУКОЙЛу и является для компании наиболее проблемным перерабатывающим активом. В периметр завода входят установки первичной переработки нефти, каталитического риформирования бензинов, гидроочистки дизтоплива (именно она пострадала в пожаре), изомеризации, а также висбрекинга гудрона и производство битума. Мощность первичной переработки — 4,2 млн тонн (на выходе — около 1 млн тонн дизтоплива и 0,5 млн тонн бензинов), но в реальности в 2018 году переработка составила 2 млн тонн и в 2019 году ожидалась на том же уровне. Это самый маленький НПЗ ЛУКОЙЛа (не считая мини-НПЗ).
До 2016 года завод перерабатывал сверхтяжелую нефть с Ярегского месторождения (единственное в России, которое разрабатывается шахтным способом), выпуская в основном мазут. Но после запуска в России налогового маневра, который должен был стимулировать рост производства светлых нефтепродуктов и сделал невыгодным экспорт мазута, экономика НПЗ стала отрицательной, говорит источник “Ъ” на рынке.
По неофициальным данным, ЛУКОЙЛ рассчитывал продать актив, но не смог найти на него покупателей.
Затем компания смогла договориться с «Транснефтью» о приеме нефти с Ярегского месторождения в трубу, а на Ухтинский НПЗ стало поставляться легкое сырье с Западно-Тэбукского месторождения в Коми. Это позволило существенно повысить глубину переработки и нарастить выпуск светлых нефтепродуктов (в 2018 году он составлял 52%).
Учитывая небольшие объемы производства, источники “Ъ” на рынке сомневаются, что даже полная остановка Ухтинского НПЗ повлияет на российский рынок топлива, который сейчас профицитен как по бензину, так и по дизтопливу. Собеседники “Ъ” добавляют, что в канун Нового года и в первые дни после праздников в России традиционно повышается количество происшествий на промышленных объектах.
Глава Rupec Андрей Костин называет небольшой Ухтинский НПЗ «сложным объектом». Он напоминает, что после аварии на установке гидрокрекинга дизтоплива на НПЗ можно выпускать только прямогонное дизтопливо, в чем, по мнению эксперта, нет экономического смысла. Так что, скорее всего, компания остановит завод на первое время. И, если после оценки ущерба станет понятно, что установка полностью разрушена, ЛУКОЙЛу предстоит просчитать экономику различных вариантов дальнейшей работы Ухтинского НПЗ. В частности, одним из них может стать переработка прямогонного дизтоплива на других заводах группы, если это позволит логистика. Если же компания решит восстанавливать производство, то это может занять несколько лет с учетом демонтажа, проектирования, заказа оборудования, стройки и пусконаладки. Господин Костин сомневается, что на заводе будет экономически выгодным наращивание производства другой уже выпускаемой продукции, так как его экономику поддерживали именно продажи дизтоплива. Если же ни один из вариантов восстановления производства не окажется экономически целесообразным, считает эксперт, ЛУКОЙЛ может полностью закрыть Ухтинский НПЗ.
Прогноз ценовых колебаний на 10 января 2020