Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/minfin-nashel-istochniki-finansirovaniya-proektov-novatehka-na-170-mlrd-rublej/195684/
|
Как выяснил “Ъ”, правительство определилось с источниками первоочередного финансирования инфраструктуры для проектов НОВАТЭКа — терминала «Утренний», подходного канала в Обской губе и перевалочных комплексов на Камчатке и в Мурманске. Общая стоимость федеральной части проектов — 168,5 млрд руб. Решено, что на ближайший год деньги поступят от инвестиционного вычета НОВАТЭКа на 40 млрд руб. и 20,6 млрд руб. с проекта Нижегородского гидроузла, реализация которого сдвигается вправо. В дальнейшем средства, вероятно, будут высвобождены с ряда других транспортных проектов: автодорог, Московского транспортного узла и высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург—Москва. Эти проекты не будут отменены.
Как стало известно “Ъ”, Минфин подготовил предложения по поиску необходимых средств на реализацию проектов НОВАТЭКа. Как сообщал “Ъ”, несмотря на неоднократные поручения Владимира Путина и Дмитрия Медведева, ни один проект крупнейшего грузоперевозчика по Севморпути НОВАТЭКа не попал в федеральный бюджет на 2020 год. Речь шла о строительстве терминала «Утренний» в Обской губе для проекта «Арктик СПГ-2», расширении подходного канала, а также создании перевалочных комплексов СПГ на Камчатке и в Мурманске.
Ключевой вопрос в сроках, поскольку НОВАТЭК планирует запустить «Арктик СПГ-2» стоимостью $21 млрд уже осенью 2023 года. Для «Росатома», который является оператором инфраструктуры Севморпути и отвечает за федеральную часть терминала «Утренний», принципиально важно, чтобы на 2020–2022 годы были доведены все бюджетные лимиты, так как это необходимо для заключения контракта с единственным исполнителем (см. интервью в “Ъ” от 12 декабря). Причем подписать этот контракт нужно не позднее января-февраля, говорят источники “Ъ”. Как сообщал “Ъ”, курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов выступал за дополнительное выделение средств на проекты НОВАТЭКа в бюджете на 2020–2022 годы, учитывая, что тот сверстан с профицитом.
Минфин выступал за перераспределение средств в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) с уже утвержденными бюджетными лимитами. Глава Минтранса Евгений Дитрих, по данным “Ъ”, категорически против такого подхода.
По данным “Ъ”, после совещания у премьера Дмитрия Медведева, прошедшего в декабре, было поручено до 1 апреля обеспечить финансирование на 2020–2022 год из бюджета и до 23 декабря доложить о проведенной работе. В НОВАТЭКе “Ъ” это подтвердили, отметив, что совещание в правительстве состоялось 9 декабря.
Теперь, как рассказывают собеседники “Ъ”, Минфин по итогам совещания у первого вице-премьера Антона Силуанова подготовил список проектов, с которых и планируется перераспределить средства.
Всего на строительство терминала «Утренний», терминалов по перевалке СПГ на Камчатке и в Мурманске, а также расширение подходного канала в Обской губе в 2019–2024 годах планируется потратить 168,5 млрд руб. Из них 20,6 млрд руб. в 2020–2021 годах предлагается снять с проекта строительства Нижегородского гидроузла, 33,7 млрд руб. (по данным другого источника “Ъ”, 23,7 млрд руб.) — с нераспределенного остатка межбюджетных трансфертов на дорожную деятельность, 25 млрд руб.— с субсидии ГК «Автодор» на автодороги. На развитие Московского транспортного узла (МТУ) предлагается сначала предоставить допфинансирование в размере 4,9 млрд руб. (по данным другого источника “Ъ”, почти 20 млрд руб.) в 2020 году, а потом в 2021 году его забрать. Еще 15 млрд руб., предназначенных на строительство федеральных автотрасс в 2020 году, предлагается сдвинуть на 2021 год. Кроме того, в 2022 году предлагается перераспределить 12,4 млрд руб. с проекта ВСМ Санкт-Петербург—Москва—Нижний Новгород. По большинству проектов планируется полное восстановление прежних бюджетов в последующие годы, ни один из них не исключен из КПМИ.
До конца неясна судьба инвестиционного вычета из налога на прибыль НОВАТЭКа в размере 40 млрд руб., который сейчас зачислен на спецсчет в «Росатоме». Как говорит один из собеседников “Ъ”, его планируется распределить в 2020 и 2021 годах на терминал «Утренний» в пропорции 28 млрд и 12 млрд руб.; другой говорит, что все 40 млрд руб. планируется выделить в 2020 году. Но, говорят собеседники “Ъ”, НОВАТЭК настаивает, чтобы все эти средства пошли на расширение подходного канала в Обской губе, иначе нельзя будет провести по нему плавучие платформы с линиями сжижения газа для «Арктик СПГ-2». По Налоговому кодексу средства вычета разрешено тратить только на объекты инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности, то есть можно на канал, но нельзя на терминал «Утренний». Однако, говорят источники “Ъ”, Минфин планирует внести изменения в закон.
По словам собеседников “Ъ”, документация на морской канал будет готова только во втором полугодии 2020 года, и вопрос с его финансированием может быть решен впоследствии в рамках весенних корректировок бюджета.
Один из собеседников “Ъ” говорит, что на 2020–2021 годы принято решение строить терминал «Утренний» за счет налогового вычета, а перегрузочные комплексы СПГ — за счет движения вправо средств, выделенных на Нижегородский гидроузел. Гидроузел тоже будет построен, но его проектная документация пока не готова, поэтому проект сдвигают, поясняет собеседник “Ъ”. В аппарате Дмитрия Медведева “Ъ” подтвердили, что рассматривались разные варианты распределения средств на «Утренний», последний принят в качестве рабочего. Но там не пояснили, откуда будут взяты средства на подходной канал.
В НОВАТЭКе, однако, говорят, что правительством принято решение о направлении средств налогового вычета на реконструкцию подходного канала в Обской губе «в связи с необходимостью выполнения большого объема работ, которые требуют мобилизации значительных материальных ресурсов и техники». В аппарате Максима Акимова и «Росатоме» от комментариев отказались, в Минтрансе вопросы “Ъ” перенаправили в Минфин, где на них не ответили.
Объективно нет возможности освоить выделенные на 2020 год средства на строительство Нижегородского гидроузла, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, поэтому, как и в случае с нераспределенными остатками бюджетных трансфертов на дороги, никакого негативного влияния такое перераспределение не окажет. Что касается проектов МТУ, то перераспределение может привести к необходимости увеличения финансирования со стороны ОАО РЖД, что целесообразно было бы учесть в инвестиционном бюджете на 2021 год, полагает он. Снятие средств с проекта ВСМ, чья экономическая эффективность неочевидна, аналитик также считает целесообразным.