Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/novatehk-prosit-putina-razreshit-zakazat-10-gazovozov-za-rubezhom/195217/
|
Как стало известно “Ъ”, НОВАТЭК просит Владимира Путина разрешить заказать десять газовозов на зарубежных верфях со сроком сдачи в 2023–2024 годах. Эти суда НОВАТЭК хочет построить дополнительно к 15 газовозов на дальневосточной верфи «Звезда» для проекта «Арктик СПГ 2». Компания объясняет необходимость обращения к зарубежным верфям тем, что в 2023 году планирует ввести «Обский СПГ» мощностью 5 млн тонн в год, а «Звезда», которую НОВАТЭК и так готов загрузить до 2030 года, просто не успеет построить газовозы. По данным “Ъ”, однозначного согласия президент пока не дал, хотя эксперты считают, что просьба не ущемит интересы «Звезды».
По данным “Ъ”, в начале ноября основной владелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон обратился с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором попросил разрешить компании построить десять газовозов Arc7 со сдачей в 2023-м и 2024 годах на зарубежных верфях. Речь идет о дополнительном заказе: компания по-прежнему намерена построить 15 газовозов на верфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) для проекта «Арктик СПГ 2».
Как поясняет в письме господин Михельсон, НОВАТЭКу нужно увеличивать флот в связи с планами выйти на производство 70 млн тонн СПГ в год к 2030 году.
Так, компания уже запустила «Ямал СПГ» с реальной производительностью 17,5 млн тонн в год, в первом квартале 2020 года заработает четвертая очередь проекта мощностью еще 1 млн тонн. В 2023 году начнется запуск проекта «Арктик СПГ 2» мощностью 20 млн тонн. Кроме того, в 2020 году НОВАТЭК планирует принять окончательное решение о реализации проекта «Обский СПГ» мощностью 5 млн тонн с запуском в 2023 году.
При этом верфь «Звезда» сможет с 2023 года строить по пять газовозов в год, что должно позволить ей поставить 15 газовозов для «Арктик СПГ 2» к 2026 году. Однако этих судов не хватит для вывоза всего дополнительного СПГ с проектов НОВАТЭКа в 2023–2024 годах.
Как указывает господин Михельсон, «строительство дополнительного флота в такие сроки возможно осуществить только на зарубежных верфях» и, с учетом планов по заказу СПГ-танкеров со стороны проектов в Катаре и США, размещение заказа необходимо осуществить «в ближайшее время».
В то же время, пишет господин Михельсон, компания готова гарантировать долгосрочную загрузку «Звезды» до 2030 года, заказав на верфи еще 20 газовозов.
Владимир Путин поставил на письме резолюцию вице-премьеру Юрию Борисову с формулировкой: «Прошу доложить возможности наших верфей и соответствие их возможностей потребностям компании». В секретариате господина Борисова и в НОВАТЭКе отказались от комментариев. По данным “Ъ”, окончательное решение еще не принято.
На данный момент для НОВАТЭКа не существует никаких юридических ограничений для заказа судов за рубежом. Тем не менее, с учетом планов по развитию крупнотоннажного судостроения в РФ и того факта, что Владимир Путин, по сути, лично курирует проект «Звезды», компании требуется согласовать этот вопрос, говорят собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией.
Они полагают, что НОВАТЭК, скорее всего, получит разрешение, учитывая, что «Звезда» физически не способна построить дополнительные суда в столь сжатые сроки. Однако подобный прецедент может вызвать крайнее недовольство «Роснефти», которая, по словам источников “Ъ”, рассчитывала, что «Звезда» заберет все заказы на арктические газовозы. Кроме того, заказ за рубежом может говорить о намерении НОВАТЭКа создать страховку на случай, если «Звезда» задержит сдачу газовозов для «Арктик СПГ 2».
На «Звезде» отказались от комментариев.
Ранее представители верфи заявляли, что «мощностей судостроительного комплекса «Звезда» даже на этапе строительства достаточно для выполнения всех действующих заказов без переноса сроков их исполнения». Как сообщал “Ъ”, в отчете о проведенном технологическом аудите на «Звезде» по состоянию на середину ноября говорится об избыточной загрузке мощностей верфи в 2019–2021 годах и возможной нехватке заказов после 2025-го.
По данным “Ъ”, НОВАТЭК еще не выбрал зарубежную верфь, но на заказ претендуют все четыре площадки, способные строить такие суда: китайская Hudong, а также корейские DSME, Samsung и Hyundai. Отметим, что у китайцев нет опыта строительства СПГ-танкеров именно арктического класса. Стоимость судов может составлять около $3 млрд.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что проектный объем производства СПГ на заводах НОВАТЭКа в 2024–2025 годах составит 29–35 млн тонн в год, а при учете достигнутого «Ямал СПГ» превышения расчетной производительности линий на 6% — 31–38 млн тонн. Поскольку «Звезда» планирует завершить постройку 15 газовозов для «Арктик СПГ 2» во второй половине 2025 года, к началу 2025 года общее число газовозов Arc7 (с учетом флота «Ямал СПГ») составит 25 штук. «Этого недостаточно для обеспечения вывоза продукции первой половины 2025 года, особенно при развитии круглогодичной транспортировки в восточном направлении с большей длительностью рейсов»,— говорит эксперт. Он полагает, что предложение НОВАТЭКа по строительству дополнительных судов за рубежом корректно по отношению к «Звезде», поскольку основано на реальной оценке возможностей верфи.