Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/v-azerbajdzhan-za-neftyu-yushhenko-pytaetsya-napolnit-ukrainskuyu-trubu-2/1922/
|
Накануне визита Ющенко заявил, что важнейшим вопросом сотрудничества с Азербайджаном является создание нового маршрута транзита каспийской нефти: Баку—Супса—Одесса—Броды—Плоцк. По его словам, выгодное геостратегическое положение двух стран «открывает перспективы создания совместных транспортных коридоров, в первую очередь энергетических». Однако договориться с Алиевым о заполнении трубопровода Одесса—Броды каспийской нефтью Ющенко сможет лишь в том случае, если будут предоставлены гарантии достройки украинского трубопровода до польского Плоцка. Труба не соединена с европейскими маршрутами транзита нефти, а польская сторона с 2001 года отказываются выделить госсредства для строительства своей части маршрута, призывая найти частных инвесторов.
Перед вылетом в Азербайджан Ющенко в здании аэропорта больше полутора часов общался с премьером Виктором Януковичем, который днем ранее провел переговоры с польским премьером Ярославом Качиньским. Однако президент, судя по всему, не услышал ничего утешительного. В ответ на призыв Януковича «перейти от слов к делу» в вопросе достройки трубопровода до Плоцка премьер Качиньский пообещал поискать деньги, намекнув, что окончательное решение вопроса зависит от результатов его визита в США.
Заполнение трубопровода Одесса—Броды каспийской нефтью — дело не сегодняшнего дня. «Пока единственно выгодным вариантом является реверсное использование трубопровода», — заявил «Времени новостей» министр ТЭК Украины Юрий Бойко. По его словам, «ресурсы для прокачки нефти в направлении ЕС появятся не раньше, чем через два года». Тогда «добычу нефти в Казахстане удастся нарастить до объемов, превышающих 50 млн тонн в год», что позволит заполнить и нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, и Одесса—Броды. «Пока ресурсов на использование украинского трубопровода в режиме прямой перекачки нефти нет», — признает министр.
«Украина активизировала усилия по проекту «Одесса—Броды», поскольку осенью ожидается завершение ТЭО консорциума европейских компаний о продлении трубопровода до Польши, под которое обещал выделить деньги Евросоюз», — заявил «ВН» Владимир Сапрыкин, директор программ ТЭК украинского центра политических и экономических исследований им. Разумкова. По мнению эксперта, главным препятствием для успешного завершения проекта является даже не дефицит нефти, поскольку «10 млн тонн для этих целей можно найти и в Азербайджане, и в Казахстане», а консерватизм украинского чиновничества. Украина «никак не поймет, что на Западе строительством трубопроводов занимается не государство, а частные компании», поэтому «стучится не в те двери». Если «в течение ближайшего полугодия Украина не сумеет объяснить компаниям, добывающим каспийскую нефть, что им выгодно немного изменить маршрут из-за более низких тарифов и возросших потребностей европейцев в нефти, проект «Одесса—Броды» будет отброшен на несколько лет», — считает эксперт.
Ющенко намерен добиться расширения экспорта из Азербайджана нефтепродуктов, продукции нефтепромышленного оснащения, химической продукции. Киев также рассчитывает, что Баку откроет свои рынки для украинских товаров пищевой, фармакологической, машиностроительной отраслей, черной и цветной металлургии. В списке перспективных сфер сотрудничества авиация, АПК, транспорт. Добиваясь доступа на азербайджанские рынки, Ющенко апеллирует к соглашению о создании зоны свободной торговли между странами ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), подписанному в 2005 году. «Нам нужно адаптировать позитивный опыт» ВТО, тогда ГУАМ ждет «прекрасное будущее», считает украинский президент.
Владимир Сапрыкин в беседе с «ВН» отметил, что Киеву надо более внимательно учитывать интересы Азербайджана. Пока же украинские чиновники глухи к важным заявлениям официального Баку. В частности, азербайджанцы «хотят открыть на Украине сеть заправок, а также рассчитывают на погашение долга за нефтепродукты эпохи экс-президента Кучмы». Киев на это пока никак не отреагировал.