Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/v-rossii-vozobnovilsya-rezkij-rost-birzhevykh-cen-na-benzin/186084/
|
Биржевые цены на бензин в России после почти трех месяцев снижения вернулись к резкому росту.
По итогам минувшей недели на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 92-й бензин подорожал на 4%, до 44979 рублей за тонну, 95-й — на 4,3%, до 46392 рублей за тонн. Летнее дизтопливо стало дороже на 2% — 46640 рублей за тонну.
Скачок котировок продолжался с 19 по 22 августа и сопровождался значительным падением предложения: объем продаж 92-го бензина, превышавший в середине месяца 20 тысяч тонн в день, сократился до 13 тысяч тонн, а к концу недели — до 10,4 тысячи тонн.
Продажи 95-го с 10,2 тысяч тонн упали до 6,3 тысячи тонн.
В пятницу цены незначительно скорректировались вниз, а в понедельник снова устремились выше. За день бензин «Премиум-95» стал дороже на 1,2%, до 46845 рубля за тонну. «Регуляр-92» подорожал на 0,1%, до 45235 рублей за тонну.
По данным ФАС, свое присутствие на рынке сократил «Газпром», столкнувшийся в августе с двузначным сокращением экспорта газа в Европу и падением цен до минимумов за 10 лет.
Чтобы компенсировать выпадающие валютные доходы, компания увеличила продажу нефтепродуктов за рубеж, лишив внутренний рынок предложения в размере нескольких тысяч тонн в день.
Сейчас, по данным ФАС, «Газпром» продает на бирже лишь 3 тысячи тонн нефтепродуктов в день. Это почти вдвое меньше, чем в августе 2018 года (5,7 тысячи тонн) и на 40% меньше, чем два года назад (5 тысяч тонн).
В целом предложение на бирже сократилось на 5-6 тысяч тонн в день, сообщил «Интерфаксу» начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Он добавил, что ситуация естественная, поскольку рынок ждет сезона традиционных осенних ремонтов на НПЗ, и готовится к ним.
В этом году сезонный спад производства будет вдвое больше прошлогоднего, сообщает Argus со ссылкой на данные Минэнерго: в четвертом квартале нефтяники снизят загрузку мощностей по первичной переработке нефти на 3,4 млн тонн (против 1,8 млн год назад).
На ремонт встанут Саратовский НПЗ «Роснефти» и Московский НПЗ «Газпром нефти». В результате рынок лишится 1 млн тонн и 760 тысяч тонн нефтепродуктов соответственно.
Объемы вторичной переработки нефти сократятся в октябре-декабре на 4,2 млн тонн (против 2 млн тонн год назад). Компании заметно увеличат объем ремонтных работ на установках гидроочистки дизтоплива, катриформинга и гидрокрекинга.
Сдержать цены в рознице, даже несмотря на скачок биржевых котировок, призвано соглашение о «заморозке», подписанное правительством с нефтяниками.
С его помощью из бюджета нефтяникам возмещается разница между экспортной стоимостью топлива и его фиксированной внутрироссийской ценой, которая, согласно вступившему в силу документу, с 1 июля снижена для бензина с 56 до 51 тысячи рублей за тонну, а для дизеля — с 50 до 46 тысяч рублей.
Цель механизма — стимулировать поставки на внутренний рынок вместо экспорта. Но, к сожалению, для того, чтобыбы сдержать цены, этого недостаточно, полагает научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина Кирилл Родинов: демпфер складывается из величин, которые никак не зависят от нефтяных компаний — стоимости топлива за рубежом и установленной регуляторами внутренней цены, с которой фактические цены могут сильно расходиться.
«Реальное воздействие на цены может оказать лишь усиление конкуренции в сбыте нефтепродуктов, где доминирующих компаний ненамного больше, чем в их производстве», — отмечает он. Пока же рынок находится в режиме олигополии: исследование ФАС 2016 года, которое проводилось в 43 регионах РФ, показало, что восемь крупнейших компаний («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть», «ТАИФ» и «ННК») занимают почти 70% рынка в продаже АИ-92.
С тех пор улучшений не произошло: «Роснефть» поглотила «Башнефть», из России ушла финская Neste, а независимые АЗС оказались на грани банкротства после повышения акцизов и одновременной заморозки розничных цен в 2018 году.