Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/chto-budet-s-cenami-na-benzin-osenyu/185604/
|
Почему нефтяные компании отказались от коллективного сдерживания цен, как работает демпфирующий механизм и почему этот осенний сезон обещает быть более спокойным, чем предыдущие
Летом 2019 г. крупные нефтяные компании отказались продлевать соглашения о заморозке оптовых цен на бензин и дизельное топливо, однако резкого роста розничных цен пока не произошло. На протяжении семи месяцев с начала года цены на моторное топливо в России оставались стабильными, но осенью ситуация может измениться. Больших потрясений эксперты не ждут, хотя и предупреждают о том, что некоторые колебания все-таки будут.
Вопросом стабилизации рынка топлива правительство озаботилось еще весной прошлого года, когда из-за повышения акцизов и падения курса рубля нефтяники стали переориентироваться на экспорт нефтепродуктов. Тогда оптовые цены выросли почти на 20% по отношению к 2017 г., вслед за ними потянулись розничные, и правительству пришлось вмешаться в ситуацию.
В итоге власти обязали крупные нефтяные компании заключить соглашение о заморозке оптовых цен, ввели в действие отрицательный акциз на нефть, который стимулировал заводы поставлять топливо на внутренний рынок, а также демпфирущий механизм, который позволял сохранять разумное соотношение экспортных и внутренних поставок.
Суть демпфирующего механизма заключается в том, что нефтяные компании получают до 60% разницы между высокими экспортными ценами на топливо и внутренней ценой. Величина этой компенсации зависит от экспортной стоимости топлива и может периодически корректироваться.
Эти меры вкупе со стабильностью рубля позволили долгое время держать розничные цены практически на одном уровне. По данным Росстата, в среднем по стране цены на бензин с начала года выросли на 1,6%, а дизтопливо подешевело на 0,4% благодаря сезонному переходу на летние виды топлива. В первою неделю августа потребительские цены на топливо практически не изменились.
По данным Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ), все последние месяцы цены на топливо росли в пределах инфляции: «Бензин — это товар, поэтому повышение его стоимости в пределах инфляции выглядит нормальной рыночной реакцией для любых товаров и услуг».
Более того, эксперты Центра отмечают, что цены на моторное топливо в этом году растут медленнее, чем на отдельные продукты питания, товары или услуги.
«Средняя стоимость литра бензина в августе подросла на 2 коп. до 44,58 руб. Цена литра бензина марки АИ-92 повысилась на 1 коп. и составила 42,23 руб., бензин АИ-95 подорожал на 2 коп. до 45,64 руб. Цена дизельного топлива осталась прежней — 46,14 руб. за литр», — подсчитали в ЦИПРЭ. Наиболее заметное увеличение цен было зафиксировано в Улан-Удэ, где прирост составил 0,7%, а в Красноярске и Петрозаводске цены, напротив, снизились на 0,7% и 0,4% соответственно.
В августе нынешнего года параметры демпфирующего механизма были пересмотрены, причем задним числом, то есть новые начали действовать с 1 июля. Они оказались достаточно эффективными, и в продлении соглашения между производителями топлива больше не было смысла, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «В течение года цены выросли даже ниже уровня инфляции. Никогда мы не проходили лето так спокойно».
«Среди крупных производителей были договоренности о сдерживании цен до 1 июля, продлять которые они отказались. К видимому росту цен это не привело», — добавляет начальник отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Топливный регион» Андрей Семенюк.
Кроме того, действующие биржевые цены позволяют работать на рынке не только крупным, но и мелким нефтяным компаниям, говорит эксперт, что усиливает конкурентную составляющую: «В прошлом году был момент, когда крупный бизнес начал вытеснять независимых производителей топлива, но сейчас они чувствуют себя комфортно».
Основное влияние на цены, утверждает Аркуша, оказывает рост налоговой нагрузки, включая повышение акцизов и рост налогов на добычу полезных ископаемых, но эти параметры пока менять не планируют. Тем не менее, осенью начнет дорожать дизельное топливо в связи с переходом на более дорогие виды солярки, отмечает Андрей Семенюк: «В зимний период заводы переключаются на производство зимнего дизтоплива, оно дороже, потому что технологический процесс сложнее». Эксперт полагает, что цены на дизель могут вырасти на 2-3%.
Зимнее дизтопливо дороже еще и потому, что в России его не хватает, добавляет Аркуша: «У нас некоторый дефицит зимнего дизтоплива, потому что нет установок для его производства, не хватает керосина, который используется для зимних сортов. Идут разговоры о том, чтобы стимулировать увеличение выпуска зимнего дизеля, но пока этого не происходит».
Еще одной причиной для возможного повышения цен президент Российского топливного союза называет плановые ремонты нефтезаводов: «Весной и осенью заводы традиционно отправляются на плановый ремонт. Это приводит к снижению объемов производства». Впрочем, автомобилисты могут этого и не заметить, если запасы, которые сейчас делают НПЗ, окажутся достаточными, добавляет эксперт.
При сохранении общей экономической стабильности к концу года эксперты ЦИПРЭ ожидают сдержанный рост цен на моторное топливо в размере около пяти процентов. А по-настоящему серьезного повышения цен представитель компании «Топливный регион» ожидает в 2020 г., когда будут вводиться новые акцизы на все виды топлива.