В порту Констанца запущен в эксплуатацию новый нефтеналивной терминал, принадлежащий компании Rompetrol Group NV (основной акционер — «КазМунайГаз»). Строительство было завершено в 2008г. Затраты на реализацию проекта составили $100 млн.
Терминал рассчитан на работу в режиме импорта. Первая операция по перевалке 60 тыс.т. нефти была проведена 18 февраля. Сейчас, как отмечают в компании, перекачка нефти на нефтеперерабатывающий завод Rompetrol Rafinare осуществляется в соответствии с графиком.
Общая мощность терминала, способного принимать суда класса Suezmax, составляет 24 млн.т. сырой нефти.
В первую очередь через терминал будет идти казахстанская нефть. Казахстан давно разрабатывает различные, в том числе не зависящие от России, схемы транспортировки сырья на внешние рынки. Сейчас уже можно сказать, что один из стратегических планов Казахстана по диверсификации экспортных потоков нефти практически реализован.
В 2006г. крупнейший национальный оператор по транспортировке и транзиту казахстанской нефти на мировые рынки АО «КазТрансОйл» приобрело 50% долю компании Naftrans Capital Partners (на тот момент владевшей Батумским нефтеналивным терминалом), в феврале 2008г. «КазТрансОйл» выкупил контрольный пакет терминала.
Схема транспортировки нефти из Казахстана через Батуми следующая: из порта Актау сырье доставляется танкерами в Баку, далее по железной дороге в Батуми. В планах Казахстана было строительство в Батуми НПЗ, но из-за августовских событий в Грузии и экономического кризиса эти намерения отложены.
Однако покупка «КазМунайГазом» 75%-ного пакета акций Rompetrol Group NV (сентябрь 2007г.) открыла другую возможность для выхода казахской нефти на внешний рынок. На ней могут работать два НПЗ в Румынии. Строительство морского терминала началось сразу же после приобретения Rompetrol.
Новый румынский терминал позволяет «КазМунайГазу» выстроить новый маршрут на европейский рынок. Нефть для переработки на НПЗ будет транспортироваться по Черному морю до Констанцы и далее в Плоешты. Как только будет достроен нефтепровод Констанца – Панчево – Триест, Казахстан получит выход к Средиземному морю и сможет поставлять нефть на международные рынки в обход России.