Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/rossijskij-toplivnyj-rynok-ne-podchinyaetsya-konyunkture/17982/
|
Спотовые цены в крупнооптовом секторе российского топливного рынка продолжают плавное движение вверх. Несмотря на то, что рост цен несколько затормозился, в целом рынок продолжает демонстрировать восходящую динамику движения. Лидерами роста остаются нефтепродукты, пользующиеся наиболее высоким спросом: высокооктановый бензина марки Аи-92 и низкооктановый бензин А-76/80. Тем не менее, в ближайшее время можно ожидать разнонаправленного движения или плавной приостановки цен на все виды топлива в связи с некоторым ухудшением экспортной конъюнктуры.
Тем временем, в розничном секторе также наметилась некоторая стабилизация. Средневзвешенные цены на московских АЗС с 9 по 16 февраля практически не снизились.По данным Московской топливной ассоциации, цены на дизельное топливо составили 20,52 рублей, на бензин А-76/80 — 16,58 рублей, Аи-92 – 19,24 рублей, Аи-95 — 21,39 рублей.
Однако, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев обещает наказание всем нефтяным компаниям, завышающим розничные цены. Причем, по словам Артемьева, на этот раз штрафы могут быть куда больше чем те, что были начислены нефтяникам осенью. В 2008 году ФАС оштрафовала ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «Газпром нефть» на 1 — 1,5 млрд руб. Игорь Артемьев заверил, что если вина компаний и на этот раз будет доказана, то штрафы вырастут «в несколько раз».
По словам господина Артемьева, можно также констатировать факт стремительного повышения оптовых цен в начале 2009 года — от 30 до 60% по разным компаниям. По данным ФАС РФ, с начала года ЛУКОЙЛ в среднем увеличил цены на бензин марки 92 на 46,39%, ТНК-ВР — в среднем на 66,34%, «Роснефть» — на 59,61%, «Газпром нефть» — на 62,08%. Как заявил Артемьев, против ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК-BP возбуждены антимонопольные дела за удержание монопольно высоких цен на нефтепродукты в 4-м квартале 2008 года и за повышение оптовых цен в январе-феврале 2009 года.
Компаниям грозят взыскания в несколько миллиардов рублей или даже уголовное наказание, сообщает «Коммерсант». Однако аналитики считают рост цен логичным.
Аналитик «КИТ Финанса» Константин Черепанов поясняет, что нефтекомпании исходят из принципа равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках. «Российский рынок нефтепродуктов глубоко интегрирован в западный рынок. Если цены повышаются там, то и у нас они растут. К тому же снижение экспортных пошлин сделало экспорт нефтепродуктов более выгодным. Это потянуло рост внутренних цен»,— говорит он.
Но ФАС не считает это оправданием. «Нам все время рассказывают какие-то вещи о точках равнодоходности. Что, если экспортная пошлина падает, то срочно надо весь бензин вывозить из страны, создавать тут искусственный дефицит и задирать внутренние цены. Это не просто алогично — это бред какой-то, который стыдно слушать»,— заявил Игорь Артемьев. Тем не менее, некоторые аналитики сомневаются, что ФАС сможет оштрафовать компании на большую сумму. К тому же, пока все штрафы, наложенные ведомством, были или оспорены в суде или серьезно снижены.
Бензин АИ-92
17 февраля на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 несколько повысилась. Так, средневзвешенная цена продажи выросла на 69 руб./т. и составила 16 462 руб. за тонну, объем предложения, напротив, сократился на 2 тыс. тонн до отметки 5,6 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась на прежнем уровне и составила 15 650 руб. за тонну, объем спроса не изменился и составил 0,3 тыс. тонн.
Дизельное топливо (зимнее)
17 февраля на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива зимнего значительно выросла. Так, стоимость продажи увеличилась на 715 руб./т. и составила 18 717 руб. за тонну, объем предложения сократился на 1,66 тыс. тонн до отметки 6,86 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась на прежнем уровне, как и объем спроса. Так, стоимость покупки составила 17 000 руб./т. при объеме спроса 0,48 тыс. тонн.