Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/neftekompanii-pomanili-subsidiyami-no-belyj-dom-poka-ne-smog-soglasovat-ikh-uvelichenie/173851/
|
Как выяснил “Ъ”, правительство так и не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок вопреки заявлениям по итогам совещания 26 марта. По данным “Ъ”, на этом совещании отсутствовал представитель Минфина, где по-прежнему выступают против корректировки демпферной составляющей обратного акциза, которая может принести нефтекомпаниям дополнительно 120–190 млрд руб. в год. Источники “Ъ” допускают вариант повышения НДПИ для отрасли на ту же сумму.
Вице-премьер Дмитрий Козак 26 марта провел совещание с представителями нефтяных компаний, по итогам которого глава Минэнерго Александр Новак объявил об изменении формулы демпфирующей составляющей обратного акциза на нефть.
Демпфер должен защищать внутренний рынок топлива от колебаний цен на нефть, и при высоких ценах экспорта топлива бюджет доплачивает нефтекомпаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой. Теперь условную внутреннюю цену для расчета демпфера на дизтопливо предложено снизить с нынешних 50 тыс. руб. до 46 тыс. руб. за тонну, на бензин — с 56 тыс. руб. до 51 тыс. руб. за тонну. Подобное изменение должно было существенно увеличить компенсации нефтекомпаниям из бюджета, причем корректировка формулы демпфера по бензину была согласована еще на совещании с премьером Дмитрием Медведевым 21 марта.
Между тем на самом деле окончательное решение так и не было принято. По данным “Ъ”, на совещании отсутствовал представитель Минфина, при этом министерство по-прежнему выступает против корректировки демпфера.
Глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов говорил “Ъ” 22 марта, что выпадающие доходы от изменения демпфера оцениваются в 120–190 млрд руб. в год и что «в этих условиях Минфин будет настаивать на стопроцентной компенсации выпадающих доходов бюджета, возникающих в связи с изменением механизма демпфера». В Минфине “Ъ” подтвердили, что не участвовали в совещании, поэтому «добавить нечего к ранее сказанному».
Представитель Дмитрия Козака Илья Джус сообщил “Ъ”, что «правительство поддерживает отраслевой подход по корректировке параметров демпфера, но окончательные параметры и сроки не согласованы». Между тем рост субсидий должен был смягчить для нефтекомпаний продление действия соглашений с правительством об ограничении цен на внутреннем рынке до середины года.
По словам нескольких источников “Ъ”, Минфин предлагает компенсировать расходы на корректировку демпфера увеличением НДПИ для нефтяников. Это означает, что компании с большой добычей и сравнительно меньшей переработкой («Роснефть», «Сургутнефтегаз») понесут потери, тогда как компании с высокой долей переработки («Газпром нефть», ЛУКОЙЛ) могут оказаться в выигрыше, как и частные переработчики (New Stream). Подобный незапланированный рост НДПИ сам Минфин неоднократно практиковал в последние годы. С другой стороны, собеседники “Ъ” допускают, что заявленное изменение параметров демпфера может быть просто реализовано не полностью.
Сергей Ежов из Vygon Consulting отмечает, что поправки в основном направлены на недопущение повтора абсурдной ситуации, сложившейся в январе—феврале, когда компании продавали на внутреннем рынке автобензин с огромным дисконтом и одновременно выплачивали демпфер в бюджет. Но сейчас экспортные цены выросли, и ситуация изменилась, отмечает эксперт, при их сохранении демпфер как по автобензину, так и по дизтопливу будет положительным. При текущей конъюнктуре демпфер будет компенсировать около трети от дисконта при реализации автобензина на внутренний рынок по сравнению с убытками в начале года, уверяет эксперт, а суммарные выплаты по демпферу на оба вида топлива за 2019 год составят около 340 млрд руб. при условии сохранения текущих высоких экспортных цен на них.