Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/okhota-za-kvotoj/1726/
|
Администрация Новосибирской области провела тендер на право переработки областной квоты нефти, добываемой на Верх-Тарском нефтяном месторождении, два года назад. В нем приняли участие пять новосибирских компаний — Сибирская газохимическая компания, Сибирская сырьевая компания, завод “Трансмаш”, “Евросибазия” и “Интертехнологии-Синтез”. Победителем был признан завод “Трансмаш”, который предлагал до 2008 г. построить НПЗ в Барабинске мощностью переработки 200 000 т нефти в год с возможностью увеличения до 800 000 т, вложив в проект $35 млн. Начать строительство завода планировалось весной 2005 г. Однако “Трансмаш” так и не смог приступить к строительству.
Расторопнее оказалась компания “Стандарт”. Один из нефтетрейдеров сообщил, что компания завершает в Коченевском районе области строительство мини-НПЗ мощностью первой очереди переработки 50 000 т нефти в год и рассчитывает в качестве сырья использовать областную квоту. В перспективе, по его данным, завод может увеличить мощность до 200 000 т в год.
Первый вице-губернатор области Василий Юрченко подтвердил “Ведомостям”, что “Стандарт” завершает строительство мини-НПЗ и администрация готова передать компании областную квоту на переработку 200 000 т нефти. По его словам, обладминистрация поддерживает этот проект: “Мы уже провели переговоры с ТНК-BP, и в начале 2007 г. компания готова подписать лицензионное соглашение с инвестором НПЗ на поставку сырья”. Юрченко говорит, что администрация пересмотрела свое прежнее решение, так как “Трансмаш” до сих пор не приступил к строительству завода.
Тестовый запуск НПЗ намечен на конец 2006 — I квартал 2007 г., рассказал “Ведомостям” гендиректор “Стандарта” Александр Пойманов. Первая очередь рассчитана на переработку 50 000 т сырья, вторая — на 200 000 т. НПЗ будет выпускать бензин марки А-80, дизтопливо и мазут и поставлять на АЗС Новосибирска и области. Сумму инвестиций Пойманов не назвал, отметив, что финансирование проекта осуществлялось за счет собственных средств и кредитов Сбербанка и Сибакадембанка. Обсуждать вопрос о получении областной квоты на нефть он отказался.
На “Трансмаше” надеются, что чиновники не станут забирать у завода областную квоту . Замдиректора завода Андрей Решетников утверждает, что затягивание сроков строительства НПЗ связано с коррекцией проекта для увеличения мощности завода до 1 млн т с возможностью глубокой переработки нефти под стандарт “Евро-4”. Он говорит, что НПЗ такого уровня пока нет в России. “На небольших НПЗ нерентабельно устанавливать оборудование для глубокой переработки нефти, поэтому выпускаемый полуфабрикат просто доводят до необходимого октанового числа с помощью всевозможных присадок, а это в итоге негативно влияет на двигатели автомобилей”, — отмечает Решетников. По его словам, сейчас ведется предпроектная подготовка, к строительству НПЗ планируется приступить в начале 2007 г., а первый бензин получить в начале 2008 г. Стоимость проекта возросла до $100 млн, говорит Решетников.
Аналитик БКС Максим Шеин считает, что передача квоты “Стандарту” — правильный шаг властей: “Пока область ждет строительства более масштабных предприятий, квота будет лежать мертвым грузом и не давать доходов”.
Основная цель властей — не допустить удорожания бензина, добавляет аналитик “Финама” Владислав Кочетков, а для этого нужно вводить новые мощности. На данный момент НПЗ “Стандарта” единственный реальный проект, говорит он. Кочетков допускает, что в дальнейшем квота будет перераспределена и достанется НПЗ, превосходящему остальные по мощности. Качество выпускаемого бензина при этом будет иметь второстепенное значение, отмечает он.
Но местные нефтетрейдеры сомневаются, что НПЗ “Стандарта” может повлиять на рост цен, а его продукция будет востребована рынком. Новосибирский нефтетрейдер, пожелавший остаться неизвестным, уверен, что качество ГСМ “Стандарта” будет низким и его вряд ли кто решится продавать. “Если НПЗ в Коченеве будет без системы глубокой очистки, то вообще непонятно, зачем его строят”, — соглашается с ним Александр Бойко, президент крупнейшей частной сети АЗС “Трансервис”. Первичная очистка даст только бензиновый полуфабрикат с октановым числом чуть более 50 и никакие присадки не смогут его довести даже до 80, считает он.