Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/germaniya-gotovit-priem-konkurentam-gazproma-v-strane-poyavlyaetsya-vse-bolshe-proektov-spg-terminalov/166787/
|
Хотя Германия продолжает поддерживать Россию как поставщика газа, немецкие компании расширяют планы строительства терминалов по приему СПГ в стране. Uniper и японская Mitsiu подписали соглашение о создании плавучего терминала мощностью 10 млрд кубометров в год к концу 2022 года в Вильгельмсхафене, а общая мощность предложенных проектов уже превышает 25 млрд кубометров в год. Аналитики связывают эти планы с давлением, оказываемым США на Германию для продвижения своего СПГ на крупнейший экспортный рынок «Газпрома». Однако само по себе строительство терминалов не означает, что российский газ будет вытеснен.
Политическое давление США на страны ЕС и, в частности, на крупнейшего европейского импортера газа Германию приносит свои плоды. За последние несколько месяцев немецкие компании объявили о планах строительства двух крупных терминалов по приему сжиженного газа кроме проекта в Брунсбюттеле, который обсуждается уже несколько лет.
Речь идет, во-первых, о строительстве терминала в Вильгельмсхафене: 17 декабря Uniper сообщил о подписании соглашения с японской Mitsiu о том, что этот терминал будет плавучим (на основе судна — FSRU), его мощность составит 10 млрд кубометров в год, а срок ввода — вторая половина 2022 года. Mitsui оплатит создание FSRU и будет его оператором, тогда как Uniper возьмет на себя получение необходимых разрешений и переговоры с немецкими покупателями мощностей терминала.
Во-вторых, о планах по строительству терминала на 8 млрд кубометров в год в Штаде на Эльбе в Нижней Саксонии объявила химическая компания Dow. Этот проект с точки зрения расположения конкурирует с меньшим по мощности — 3–5 млрд кубометров в год — проектом в Брунсбюттеле (его оператором является СП Gasunie, Vopak и Marquard & Bahls). Последний планируется к реализации к 2022 году, но инвестиционное решение пока не принято, хотя большую часть мощностей уже законтрактовала RWE.
Также в Германии обсуждаются еще несколько среднетоннажных приемных терминалов, ориентированных прежде всего на бункеровку СПГ и перевозку его грузовиками. Так, НОВАТЭК и Fluxys собираются построить перегрузочный терминал в Ростоке на 0,4 млрд кубометров в год.
Общая мощность новых проектов покрывает около 30% потребления газа в Германии, где пока нет ни одного СПГ-терминала и все поставки газа осуществляются по трубопроводам. Между тем именно эта страна с большим отрывом лидирует в списке зарубежных покупателей российского газа. Поставки «Газпрома» в Германию в 2017 году составили 53,4 млрд кубометров (по данным самой монополии; 48,4 млрд кубометров, по данным BP).
В то же время ЕС и особенно Германия в вопросах поставок газа подвергаются значительному давлению со стороны США, чей президент Дональд Трамп неоднократно обвинял в Берлин в слишком больших закупках у России. В конце июля глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер по итогам переговоров с президентом США Дональдом Трампом заявил, что ЕС построит больше терминалов для приема СПГ из США. Тогда собеседники “Ъ” на рынке называли решение странным, поскольку средняя загрузка уже существующих СПГ-терминалов в Европе составила в 2017 году только 22%.
Одним из объяснений текущей активности немецких компаний в вопросе создания СПГ-терминалов может быть потенциал роста спроса на СПГ в качестве топлива для бункеровки судов в Северном море на фоне запрета использования нефтепродуктов с высоким содержанием серы, отмечает Мария Белова из Vygon Consulting. «Но речь может идти и о выполнении обещаний Жан-Клода Юнкера о строительстве примерно десяти терминалов для СПГ из США,— добавляет она.— Наконец, это отчасти выглядит как уступка США в контексте критики «Северного потока-2». Действительно, было бы странно, если бы крупнейший импортер газа, обладающий выходом к морю, не имел ни одного СПГ-терминала». Однако, подчеркивает аналитик, само по себе строительство терминалов не означает, что немецкие компании будут покупать СПГ вместо трубопроводного газа — решающее значение будет иметь цена.