Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/grekhi-taifa-zamorozhennye-ceny-i-ponimayushhij-narod/166410/
|
Годовой объем потребления моторного топлива разных видов в Татарстане превышает 2,5 млн тонн. И если потребности в дизельном топливе местные производители могут удовлетворить, то бензин республика вынуждена закупать извне.
В ходе брифинга по теме качества и розничных цен моторного топлива начальник Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев отметил, что за 2017 год Татарстану потребовалось 1,1 млн тонн дизельного топлива всех видов (производится в республике 3,8 млн тонн), 250 тысяч тонн сжиженного газа (производится 240 тысяч тонн) и 1,15 млн тонн бензина всех видов (производится 570 тонн). В случае с последним недостающие 580 тысяч тонн закупаются в Башкортостане, Перми, Нижнем Новгороде и Самаре.
— В настоящее время на заводе «ТАНЕКО» ведутся пуско-наладочные работы над установками производственных компонентов бензинов. Если в ближайшее время эти установки будут освоены, в республике начнет производиться достаточное количество бензина всех марок, что обеспечит все потребности, — отметил Роберт Гилязиев, уточнив, что новые мощности обеспечат республику качественным бензином, однако это не повлияет на снижение цен.
В Татарстане 912 действующих автозаправочных станций и 35 нефтебаз, ими владеют 284 компании. Трем вертикально-интегрированным компаниям (ВИК) принадлежит 45,7% рынка — речь идет о «Татнефти» (162 АЗС), «ТАИФе» (205) и «Лукойле» (36). 54,3% принадлежит независимым компаниям и индивидуальным предпринимателям. При этом трио гигантов реализует 71,4% топлива в республике («Татнефть» — 31,9%, «ТАИФ» — 23%, «Лукойл» — 16,5%).
В целях обеспечения качества моторного топлива управление проводит специальные мероприятия. С 29 октября по 26 ноября в этом году на 368 заправках отобрали 658 проб моторного топлива, в том числе 457 проб бензина и 201 пробу дизельного топлива. В 13 случаях по бензину и в 15 — по дизельному топливу выявлено несоответствие требованиям ГОСТ в отдельных показателях. На АЗС «Татнефти» и «Лукойла» таких случаев не выявили, на заправках «ТАИФа» зафиксировано три факта несоответствия топлива госстандарту, на ведомственных АЗС — два, на частных — 23.
— Лаборатории фиксируют любые отклонения от требований, — отметил Роберт Гилязиев. — Мы всегда приводили примеры о наличии нарушений на автозаправках «Татнефтепродукта», теперь вошедших в состав «ТАИФа». Нарушения были обнаружены как раз на тех автозаправочных станциях. Причины могут быть разные, [например] не почистили емкость. Надеюсь, «ТАИФ» наведет порядок.
Основным показателем несоответствия бензина стало превышение содержания серы. В девяти случаях продажи бензина с превышением допустимых значений серы под видом топлива пятого класса реализовывали бензин третьего и четвертого классов. В течение 11 месяцев проверке подверглись еще 586 заправок, 14 нефтебаз, 10 бензовозов и шесть бензобаков, из которых в общей сложности взято 1 214 проб. В 41 пробе (3,4%) выявлено несоответствие показателям ГОСТ. В случае с бензином и дизельным топливом самым распространенным нарушением опять стало превышение допустимого значения содержания серы.
Роберт Гилязиев отметил заметное улучшение качества топлива в Татарстане: если в 2005 году из 1 115 проб нарушения обнаружили в 253 (22,7%), то с 2016 года количество таких фактов не превышает 4% от общего объема проб.
Цены на топливо стали одной из самых обсуждаемых тем этого года. В 2017 году розничные цены с января по декабрь на АИ-95 выросли на 6,3% (пять повышений в течение года); на АИ-92 — на 7,2% (5); АИ-80 — на 6,3% (3): ДТ (летнее) — 2,7% (1); ДТ (зимнее) — 9,2% (2). С января по май 2018 года цены на бензин поднимались три раза (+6,9% — АИ-95; +8,3% — АИ-92; +9,9% — АИ-80), а на летний дизель — четыре (+6,2%). Вопрос стал одним из главных во время Прямой линии президента России.
На 25 мая средняя цена за литр АИ-95 в Татарстане составляла 43,10 рубля, АИ-92 — 40,5 рубля, АИ-80 — 39 рублей. К началу декабря эти цифры не изменились — в октябре правительство заморозило цены на бензин до 31 марта 2019-го на уровне 1 июня 2018 года.
— В то же время на ряде станций независимых корпораций — Shell, «Арскнефтепродукт», «Ирбис» — розничная цена на рубль-полтора за литр выше, чем у вертикально-интегрированных компаний, — подчеркнул Роберт Гилязиев. — В январе, согласно положению протокола (правительства. — Ред.), цены могут вырасти на 1,7% на все виды жидких топлив. А в феврале они могут повышаться только в пределах прогнозного уровня инфляции.
Один из вопросов к спикеру касался возможности повторения в России недавних протестных акций во Франции: движение «желтых жилетов» вышло на улицы, требуя отменить повышение цен на топливо (в 2018 году бензин подорожал на 15%, дизель — на 23%).
— Во Франции, наверное, не только из-за роста топлива [проходят протесты]. Там целая политика, — ответил Гилязиев. — Так получилось, что после выборов, реорганизации правительства [выросли цены]. Пришел новый вице-премьер Дмитрий Козак, сегодня приняты те меры, которые не должны допускать дальнейшего необоснованного скачка. Думаю, у нас такого резкого повышения не будет. Народ у нас все понимает, — заключил спикер.