Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/baltijskogo-edinstva-ne-sluchilos-litva-poka-ne-prisoedinilas-k-memorandumu-o-edinom-rynke-gaza-s-ehstoniej-latviej-i-finlyandiej/164771/
|
Прошло уже более месяца с того момента как Латвия, Эстония и Финляндия подписали меморандум о намерениях по созданию функционирующего по единым правилам газового рынка с 2020 г. Это событие уже тогда вызвало ряд вопросов, главным из которых стало отсутствие Литвы в числе подписантов. Как минимум это странно, ведь Литва откровенно примеряет на себя роль газового (да и не только газового) лидера в Прибалтике. Частично подозрения успокаивало то, что меморандум открытый, т.е. при желании Литва вполне может к нему присоединится. Но желания, по-видимому, нет, и Литва до сих пор не поддержала документ.
Литва, как и раньше, заявляет о своем желании объединить отдельные национальные газовые рынки в одну региональную зону. Однако Эстония и Литва предпочли налаживать газовые связи с Финляндией. Очень похоже на дружбу против Литвы, но и Литвы тоже есть ряд вопросов к другим прибалтийским странам.
Камнем преткновения на переговорах по созданию единого газового рынка стран Балтии и Финляндии, стал вопрос ценообразования, сообщает 15min.lt. Как пояснил руководитель Amber Grid, оператор газотранспортной системы (ГТС) Литвы, по стратегическому планированию Д. Януленис, до последнего времени многие работы в рамках утвержденного в конце 2016 г. совместного плана по газовому рынку стран Балтии шли по графику. Однако переговоры по вопросам ценообразования затянулись. До 2020 г. осталось больше года, и Литва прилагает все усилия для создания единой зоны в запланированный срок, заверил Д. Януленис. Суть разногласий между прибалтийскими странами Д. Януленис не пояснил.
Немного больше ясности внес министр энергетики Литвы Ж. Вайчюнас, который сообщил, что Литва не могла принять участие в этом этапе формирования единого газового рынка Прибалтики на предложенных условиях. Речь идет о параметрах разделения издержек на инфраструктуру и выгод между странами-участницами. При этом министр добавил, что Литва не самоустранилась от процесса создания единого газового рынка стран Балтии. Общая работа будет продолжаться и дальше, план создания единого газового рынка до 2020 г. сохраняется.
Напомним, что 12 октября 2018 г. операторы газотранспортных и газораспределительных сетей Эстонии, Латвии и Финляндии — Elering, Conexus Baltic Grid, Gasum — подписали протокол о намерениях создать функционирующий по единым правилам газовый рынок с 2020 г. Согласно меморандуму, с 2020 г., когда будет построен магистральный газопровод (МГП) Balticconnector между Финляндией и Эстонией, страны-участницы соглашения гармонизируют правила импорта, транзита и тарификации природного газа. А к 2022 г. Эстония, Латвия и Финляндия планируют создать единую газовую зону.
Перспективы меморандум рисует самые захватывающие:
— участники рынка в Финляндии, Латвии и Эстонии будут иметь равный доступ ко всей газотранспортной инфраструктуре в пределах единого рынка,
— будет обеспечена возможность свободно перекачивать газ через государственные границы без дополнительных расходов и бюрократии,
— например, Эстония и Латвия смогут хранить резервные объемы в Инчукалнском подземном хранилище газа (ПХГ) в Латвии, используя их в случае повышения рыночных цен и смягчая ценовые колебания на рынке.
Скорее всего, именно с Инчукалнском ПХГ и связано нежелание Литвы участвовать в создании единого рынка газа по сценарию Эстонии, Латвии и Финляндии. От строительства собственного ПХГ Литва отказалась, рассчитывая на доступ к ПХГ в Латвии. Причем планы Литвы на Инчукалнское ПХГ сугубо коммерческие — литовские трейдеры могли бы свободно использовать мощности ПХГ для хранения своего газа. А перспектива доступа в латвийскому ПХГ трейдеров еще из 2 стран — Эстонии и тем более Финляндии — Литву, мягко скажем, не радуют.
Созданием единой региональной газовой инфраструктуры страны Балтии занимаются с 2006 г. Тогда Литва, Латвия и Эстония договорились оценить идею строительства регионального терминала для импорта сжиженного природного газа (СПГ), но к согласию так и не пришли. Литва решила действовать самостоятельно и взяла в аренду плавучий СПГ-терминал (FSRU) Независимость, который в 2015 г. был пришвартован в порту Клайпеды. Практически сразу стало понятно, что проект для Литвы слишком дорогой. Только арендная плата владельцу судна — норвежской Hoeg LNG — составляет почти 60 млн евро/год. Литва хотела бы выкупить FSRU Независимость, но на это тоже нужны деньги. Сумма не заоблачная — от 121 до 160 млн евро, но ее надо как-нибудь добыть. Литва рассчитывала на финансовую помощь ЕС, усиленно добиваясь для FSRU Независимость статуса регионального терминала. Однако договориться с Латвией и Эстонией Литве не удалось.
Затем Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех 3 странах — FSRU Независимость, будущий терминал для перевалки СПГ в Эстонии и Инчукалнское ПХГ в Латвии. Тогда добиться финансирования от ЕС было бы проще. Однако и этот план провалился. В конце лета 2017 г. Латвия запросила дополнительные данные по соглашению. Литва отреагировала нервно, расценив действия Латвии как негативную реакцию и затягивание процесса. Затем Литва попыталась наладить диалог с Эстонией в двустороннем формате по соглашению об общем рынке СПГ. Но у Эстонии возникли свои СПГ-амбиции и договориться с ней у Литвы не получилось. В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от ЕС на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.