Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/benzin-podesheveet-kak-v-shtatakh/16121/
|
«Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ под занавес года преподнесла российским нефтяным компаниям еще один неприятный сюрприз. Глава антимонопольщиков Игорь Артемьев заявил, что с учетом сложившихся нынешних цен на нефть на мировом рынке бензин Аи-95 на российских АЗС должен в среднем стоить порядка 19 рублей. Тем, кто не поймет тонкого намека, Артемьев пообещал штрафы.
Как сообщает www.flb.ru, для российских нефтяных компаний настали сложные времена. С того момента, как на исходе лета премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал принять в отношении ФАС кадровые решения, если антимонопольщики не добьются снижения цен на бензин внутри России, ведомство Артемьева стало для них главной головной болью. К концу года ФАС вынесла решение о штрафах крупнейших вертикально интегрированных игроков этого рынка.
Впрочем, иного трудно было ожидать. Самая характерная особенность российской нефтянки — вертикальная интегрированность компаний, когда в рамках одной родительской структуры объединены все производственно-сбытовые процессы: от добычи до нефтепереработки и розничной продажи, — сыграла с отечественной нефтянкой злую шутку. Вкупе с установленным правительством порядком формирования экспортной пошлины.
Как это было и чем стало? Правительство устанавливало пошлины на экспорт нефти по итогам двухмесячного мониторинга цен на мировом рынке. В условиях растущего рынка на деятельность компаний такая ситуация влияла лишь самым положительным образом. Представьте себе, вы платите государству пошлину исходя из цены барреля в 50 долларов, а продаете его тем временем за все 70. Лишний навар не лишний, его и прокрутить можно. Ведь когда речь идет о гигантских деньгах, даже неделя вложений приносит весьма приличную прибыль. Считали пошлину в Минфине, а на робкие предложения чиновников из Минэкономразвития, что надо бы пересмотреть временные параметры мониторинга, в ведомстве Кудрина резонно отвечали, что средняя цена и есть средняя цена, за какой период ее ни считай. И арифметически эта позиция была безукоризненной. А вот с позиций бизнеса оказалась очень уязвимой. Что стало ясно, когда рынок стал падать и ситуация в корне изменилась. Дело дошло до того, что пошлина по итогам двухмесячной давности мониторинга стала уже фактически превышать стоимость самого товара. И нефтяные компании начали нести убытки от экспорта.
Но у них оставался еще один источник получения прибыли — внутренний рынок страны. И убытки от экспорта они стали компенсировать розничными продажами. Благо государство само выстроило такую систему, когда не может упрекнуть нефтяников, не рискуя получить в ответ кирпичом в свой стеклянный домик — в стоимости каждого литра бензина, дизтоплива, авиационного керосина свыше 56% составляют отчисления в госказну.
И потому нефтяные компании, работая с подешевевшим сырьем и продавая топливо по резко упавшим оптовым ценам, до последнего держали свои позиции на фронте розницы.
Как подсчитали эксперты, сейчас маржа на розничном рынке составляет от 92 до 110% в зависимости от вида топлива. Самое рентабельное при этом не Аи-95 — а дизельное, солярка, отвечающая критериям евро. По их же расчетам, если исходить из того, что минимальная маржа на розничном рынке (когда продажа осуществляется на пределе рентабельности, но все же еще в плюс, а не в минус) составляет от 15% до 20%, то цена литра Аи-95 на АЗС может опуститься и до 16 рублей за литр. Но это только по отношению к независимым торговцам. Сети, принадлежащие крупным нефтедобывающим компаниям, сейчас держат цены на максимально возможном уровне, которые лишь снижают их убытки от экспорта.
Впрочем, особых оснований для жалости по отношению к нефтяникам нет. На протяжении ряда лет они получали сверхприбыли, и если не смогли накопить подкожный жирок, то это не наша с вами проблема. Тем более что ослабление налогового бремени с нового года должно облегчить их положение.
И в этой ситуации давление со стороны ФАС, которое впредь должно только лишь нарастать, более чем обоснованно. 16 рублей за литр Аи-95 — вполне справедливая цена при стоимости барреля Urals $32,42.
И в общем это правильно. Если не работают законы рынка, это не значит, что и государство должно бездействовать.»
Нефтепродукты на eOil.ru