Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/ukraina-benzin-budet-otechestvennym/15780/
|
На самих предприятиях не считают эту тенденцию существенной для рынка. Но, по оценкам экспертов, за этими действиями угадываются попытки стабилизировать ситуацию на НПЗ в условиях экономического кризиса.
Принадлежащий российско-британской «ТНК-ВР» Лисичанский завод повысил стоимость крупнооптовых партий бензина А-95 до 5 тыс. грн./т. с 4,8 тыс. грн./т. днем ранее, а дизтоплива — до 5 тыс. грн./т. с 4,8 тыс. грн./т. Также подорожал бензин А-92 — до 4,9 тыс. грн./т. с 4,7 тыс. грн./т. за день до этого. Цены оптовых партий дизельного топлива поднял и контролируемый группой «Приват» Кременчугский НПЗ (ЗАО «Укртатнефть») — до 5,15 тыс. грн./т. с прежних 5 тыс. грн./т. В «Укртатнефти» отказались комментировать причины повышения отпускных цен, констатировав, что это повышение несущественно для рынка. В «ТНК-ВР Коммерс» подчеркнули, что это индикативные цены и их колебание диктуется рынком.
«Это происходит регулярно, что вполне естественно для конкурентной среды. В целом с начала октября тонна А-95 подешевела у нас на 1650 грн. И эта динамика изменения стоимости топлива выгодно отличается от курсового пике гривни на валютном рынке», — отмечают в «ТНК-ВР Коммерс».
Как сообщает ЛГА.net, стоимость доллара благополучно преодолела черту в 6 грн., которая фигурировала в меморандуме между правительством и трейдерами. А зависимость наших НПЗ от укрепления курса доллара высока, поскольку основная часть нефти закупается за валюту за рубежом.
«В ноябре наши заводы переработали 1 млн. т нефти. Из них — более 200 тыс. т — украинского происхождения, а остальное — импорт. Таким образом, переработчикам надо купить на межбанке около $292 млн., чтобы закупить эти 800 тыс. т импортной нефти при том, что курс гривни на УМВБ снизился до 7,50-7,60 грн./$»,- объясняет замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Впрочем, эксперты среди причин удорожания опта называют не только «поплывший курс». Они напоминают, что за полгода переработчикам пришлось пережить сначала пик, а следом — и обвал стоимости сырья, которые не сказались лучшим образом на финансовом состоянии заводов. Теперь на нефтеперерабатывающих заводах просто пытаются сбалансировать последствия.
«Заводы оказались в затруднительном положении, подводя итоги финансового года. С одной стороны, им надо было как-то минимизировать убытки, реализуя на фоне обвала мирового рынка большие остатки топлива, произведенного из дорогой нефти, которая была закуплена в июне-июле,- рассуждает господин Рябцев.- С другой, сейчас диктат импорта немного ослаб. Завозить топливо, например, с Мажейкяйского НПЗ при теперешнем курсе гривни стало нерентабельно. И наши заводы могут попытаться захватить образовавшуюся нишу. В таких условиях удорожание пройдет незамеченным, поскольку спрос заводам будет обеспечен»,- предполагает эксперт.
Впрочем, решать финансовые проблемы за счет повышения отпускных цен переработчикам вряд ли удастся. Наблюдатели рынка указывают на начавшееся снижение спроса на топливо, которое к концу года достигнет 10%. Только в этом году его причиной стал не сезонный спад потребления — мягкая зима не дает к этому предпосылок — а дефицит средств у автолюбителей. Это уже привело к уменьшению финансового объема рынка нефтепродуктов почти в два раза.
Сами же переработчики отмечают не только падение спроса на горючее, но и ухудшение платежеспособности некоторых своих бизнес-партнеров: «Часть наших контрагентов стали задерживать платежи, объясняя это трудностями с привлечением средств под операционную деятельность»,- говорят в «ТНК-ВР Коммерс».
Нефтепродукты на eOil.ru