Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/novatehku-ne-khvataet-tankerov-dlya-vyvoza-gaza-s-yamala-spg/151740/
|
Ускоренный запуск второй и третьей линий проекта «Ямал СПГ» привел к тому, что НОВАТЭКу приходится искать на рынке дополнительные танкеры для вывоза газа. По данным “Ъ”, компания уже взяла в субчартер у «Газпрома» газовоз «Псков» и ведет переговоры по другим СПГ-танкерам с ледовым классом, которые могли бы ходить этим летом напрямую в Сабетту в Обской губе. Но зимой они не смогут работать на Севморпути. НОВАТЭКу придется либо добиться разрешения на использование танкеров Arc4, которые он получит по контракту с Dynagas, либо перенести точку перевалки с Зебрюгге ближе к Сабетте — возможно, в район Мурманска.
Как стало известно “Ъ”, НОВАТЭК ищет на рынке газовозы с ледовым классом для вывоза СПГ со своего проекта на Ямале в течение лета. Компания уже зафрахтовала на краткосрочной основе газовоз «Псков», принадлежащий «Совкомфлоту» и находящийся в долгосрочном чартере у «Газпрома». Также, по словам собеседников “Ъ”, НОВАТЭК ведет переговоры с японской NYK о фрахте на восемь месяцев газовоза Grace Dahlia, у которого, как и у «Пскова», есть низкий ледовый класс Ice2 (судно может идти под проводкой ледокола во льдах толщиной 0,5 м).
По словам собеседников “Ъ”, NYK предлагала свой танкер за $75 тыс. в сутки, «Газпром» хотел за «Псков» $100 тыс. в сутки, поскольку на рынке очень мало свободных судов с ледовым классом. В НОВАТЭКе “Ъ” подтвердили, что зафрахтовали «Псков», не став комментировать переговоры с японцами. «В целях оптимизации транспортных расходов «Ямал СПГ» рассматривает возможность привлечения газовозов с низким ледовым классом в летний период навигации, в том числе для отправки СПГ азиатским потребителям через Севморпуть, используя и восточный маршрут»,— пояснили в компании.
Необходимость привлекать газовозы с рынка вызвана тем, что НОВАТЭК хочет запустить вторую линию СПГ-завода в сентябре вместо декабря, а третью — в январе 2019 года вместо середины года. Кроме того, выяснилось, что реальная производительность завода примерно на 9% выше, чем проектные 5,5 млн тонн на линию. Исходно предполагалось, что продукцию будут вывозить специально построенные 15 газовозов с ледовым классом Arc7. Однако закончить их к моменту ускоренного ввода третьей линии не получается. Поэтому НОВАТЭКу нужны дополнительные суда, способные ходить напрямую в Сабетту в Обской губе.
Зимой проблема усугубиться: суда с низким ледовым классом в Карском море можно использовать максимум до ноября, говорят собеседники “Ъ” на рынке. У «Ямала СПГ» есть контракт на шесть газовозов Dynagas класса Arc4, который вступит в силу с начала 2019 года. Эти суда исходно предназначались для вывоза СПГ из бельгийского Зебрюгге после перегрузки с танкеров Arc7, а также для захода в Сабетту летом. Но теперь НОВАТЭК рассматривает возможность использовать их зимой, говорят собеседники “Ъ”. По словам одного из них, НОВАТЭКу будет достаточно перевести четыре танкера Arc4 для работы напрямую из Сабетты в зимний период, учитывая имеющиеся Arc7.
Однако проблема в том, что по правилам плавания по Севморпути суда с ледовым классом Arc4 и Arc5 с декабря по июнь при среднем типе ледовых условий не допускаются в плавание в юго-западной части Карского моря даже при проводке ледоколом. У ФГБУ «Администрация СМП» (подведомственно Минтрансу через Росморречфлот) уже произошел конфликт с ФГУП «Атомфлот» и НОВАТЭКом по поводу проводки танкера «Борис Вилькицкий» в марте (см. “Ъ” от 3 мая). Совещание по поводу изменения правил проводки Arc4 и Arc5 прошло в Росморречфлоте 18 июня (см. “Ъ” от 18 июня). Его итоги выяснить не удалось. В НОВАТЭКе лишь подчеркнули, что «уверены в необходимости изменения правил».
Если использовать эту схему не удастся, у НОВАТЭКа остается возможность вывоза СПГ более сложным маршрутом — путем перемещения точки перевалки с Зебрюгге на северо-восток, например в незамерзающие воды возле Мурманска. Тогда транспортное плечо для танкеров Arc7 сократится и провозных емкостей будет достаточно. Перегрузка из танкера Arc7 в конвенциональный танкер будет происходить по схеме «борт в борт». «Это возможно даже без перегрузочного терминала, но необходима закрытая акватория, то есть нужно исключить волнение моря»,— говорит один из собеседников “Ъ”. Роман Казьмин из ICIS Heren отмечает, что потери газа при перегрузке «борт в борт» невелики и сопоставимы с потерями при разгрузке в терминале.