Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/pochemu-dorozhaet-benzin-video/150949/
|
Обсудим инфляцию в России, цены на бензин, курс доллара и многое другое. Начну с инфляции, как с наиболее обобщённого показателя. Май – это уже второй месяц как девальвировался рубль.
Напомню, что долгое врем доллара против нашей валюты торговался ниже 60. Но грянул гром: удары западной коалиции по Сирии, новые санкции и наша валюта пострадала.
Доллар взлетел вверх, и сейчас торгуется в районе отметки 62. Два месяца – апрель и май – это период с подорожавшим долларом. В сознании россиян есть устойчивая связка – если растёт доллар, значит повышаются и цены.
Это эхо былых времён, когда в России многие товары народного потребления, в том числе продовольствие, были импортные. За примерами далеко ходить не надо. В 2014 и 2015 годах инфляция была галопирующей как раз из за девальвации рубля.
Вот и сейчас многие ожидали скачок цен. Однако этого не произошло ни в апреле, ни в мае. Инфляция за 12 месяцев осталась прежней: 2,4%. То есть в мае текущего года цены на 2,4% выше, чем в мае прошлого.
Перейдём к топливу. Обратимся к данным Росстата. Увеличение цен на бензин составило за год 11,3%. Из них за один только май цены выросли на 5,6%. То есть минувший месяц дал половину от годового роста.
Также сильно подорожало газовое моторное топливо и дизельное. Назову причины, по которым это произошло. Первая из них – это рост нефтяных котировок. В начале апреля 1 баррель стоил 68 долларов, сейчас 75. Это прибавка на 10%.
Вторая причина: девальвация рубля, о которой уже шла речь. Из-за этого выросла рублебочка. Этим термином обозначается стоимость 1 барреля в рублях. Данная величина – фундаментальный элемент себестоимости бензина, не единственный, но важный.
Подорожал доллар, вместе с ним выросла и цена топлива на заправках. Третья причина – это особенности бизнеса наших компаний, занимающихся топливом. Россия — крупнейшая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая страна.
Также она важнейший экспортёр углеводородов, в том числе бензина. Лукойл за прошлый год только 19% произведённого бензина продал в России. Остальное было отправлено зарубежным покупателям.
У Роснефти структура продаж выглядит примерно также: большинство нефтепродуктов продаётся за рубеж. Выросли мировые цены, значит были подняты и внутренние. Иначе был бы возможен географический арбитраж.
Крупный грузовик заправляет полный бак в России по низкой цене, пересекает границу с Евросоюзом и там сливает это топливо по дорогой, европейской цене. В итоге на пустом месте делает деньги, используя географическую разницу в ценах.
Даже с учётом проделанной дороги получался бы хороший навар. Такой трюк возможен только если цены в России заморозить и принудительно держать на низком уровне. В условиях рыночного ценообразования, как сейчас, эта схема не работает.
Цены на мировом рынке и на внутреннем двигаются синхронно с поправкой на местные особенности такие как акцизы и НДС. Четвёртая причина – это сделка с ОПЕК, согласно которой Россия обязана сократить добычу чёрного золота.
При этом автомобильный рынок восстанавливается. Растут продажи легковушек и грузовиков. Желающих заправить бак становится больше. Производство бензина в России не успевает за растущим спросом со стороны водителей. Это гонит цены вверх.
Пятый фактор роста цен – акциз. Это сбор, который платит нефтеперерабатывающий завод при реализации топлива на внутреннем рынке. Вообще, налоги составляют примерно 65% в стоимости топлива, реализуемого на внутреннем рынке.
Остальные 35% — это себестоимость нефти, расходы на её переработку, транспортировку и реализацию на АЗС. Для сравнения приведу иллюстрацию по США. Там в стоимости бензина 50% — это цена нефти, 19% — налоги, 14% — это расходы на переработку нефти на НПЗ, 17% — операционные расходы автозаправок.
Средняя цена нефти в США на 4 июня была 86 центов за литр, в России 73 цента. При этом самые высокие цены на бензин в мире у Исландии: 2,15 $ за литр, Гонконга – 2,12$ и Норвегии 2,05$. Но вернёмся к пятой причине подорожания – к акцизу.
В этом году он был повышен на бензин класса 5 (+10,7%) и на дизельное топливо (+8,4%). Это неизбежно закладывается в цену реализуемого продукта и приводит к подорожанию. С целью стабилизации цен с 1 июня текущего года акциз был понижен как на бензин, так и на дизельное топливо.
Это вряд ли приведёт к удешевлению данных продуктов, но рост цен вполне может остановить. Так что будем наблюдать за ценниками. Шестая причина произошедшего подорожания – рост экспортных пошлин.
Они были увеличены с 1 мая. Это коснулось нефти и нефтепродуктов, в том числе товарного бензина. Данное повышение не касается россиян напрямую. Оно бьёт по иностранным покупателям.
Но и нам тоже досталось. У нефтяных компаний выросли расходы в связи с уплатой этих пошлин, они изымаются из выручки. Потери перекладываются на всех потребителей, — внешних и внутренних.
Также будет интересно:
Путин: рост цен на бензин — результат неверных решений Кабмина
ВЦИОМ назвал виновного в повышении цен на бензин
Оно существует! ЦБ признал «махинации» банковского кольца
Источник: channel.com