Экономика
|
https://www.oilexp.ru/news/economy/shans-dlya-ofshorov-vyzhivut-li-kontroliruemye-inostrannye-kompanii-v-rossii/142932/
|
КИК часто создавались и использовались для экономии налогов в стране проживания акционера. Долгое время это не создавало бизнесменам из России проблем
Многонациональные компании, крупный и даже средний бизнес во всем мире уже сотню лет активно используют зарубежные компании и структуры как для ведения бизнеса на территории других стран, так и для «завуалированной» налоговой оптимизации путем переноса прибыли из страны-источника в низконалоговые (оффшорные) юрисдикции.
Ежегодно теряя миллионы и миллиарды долларов, некоторые государства приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях, которое приравнивает прибыль иностранной компании к личному доходу ее акционера. Причем независимо от того, была прибыль распределена акционеру в качестве дивидендов или же осталась на счетах самой зарубежной компании. Это делается, чтобы демотивировать акционеров из стран с высокими налогами создавать оффшорные компании и использовать их для накопления капиталов в качестве «кошельков», не уплачивая высокие налоги в стране своего постоянного проживания (налогового резидентства).
Стран, которые приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях (или сокращенно — КИК), достаточно много: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Литва, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Португалия, Россия, США, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.
Есть группа стран, в которых правил о КИК не установлено, однако, есть юридические инструменты, которые в определенной степени выполняют аналогичные функции и направлены на противодействие использованию оффшорных компаний в бизнесе. Такие «аналоги» есть в Австрии, Латвии, Нидерландах, Словении и на Мальте.
Ряд стран по разным причинам до сих пор не имеют законодательства о КИК вообще, не ограничивая своих граждан и налоговых резидентов в использовании оффшоров, в том числе для снижения налогов к уплате в бюджет. К примеру, Бельгия, Гибралтар, Гонконг, Кипр, Люксембург, Сингапур, Чехия, Швейцария.
72 государства договорились согласованно бороться с размыванием налоговой базы на своих территориях и противодействовать переносу прибыли в низконалоговые юрисдикции. И в подтверждение 7 июня 2017 года в Париже подписали Многостороннюю конвенцию — так называемый план BEPS. План предусматривает, в том числе, рекомендации о том, как правильно принять законы, направленные на эффективную борьбу с использованием иностранных компаний для снижения налогов.
Это гарантирует, что правила КИК получат активное развитие во многих странах мира. Тем не менее, это совсем не исключает использование иностранных, в том числе оффшорных компаний в будущем.
В 2015 года правила КИК появились в России. Они обязали российских резидентов уведомлять налоговую инспекцию об участии в зарубежных компаниях с долей свыше 10%, уведомлять о контроле над ними (при доле более 25% или выше 10% при дополнительно условии, что на всех резидентов России приходится более половины капитала компании), подавать финансовую отчетность / аудит о результатах деятельности таких КИК. Правила также предусматривают в некоторых случаях обязанность акционера / контролирующего лица задекларировать прибыль иностранной компании как свой личный доход для целей налогообложения в России.
Добавил масла в огонь также декабрьский список стран, которые согласились автоматически направить в Россию информацию о счетах налоговых резидентов России и контролируемых ими иностранных компаний.
КИК издавна создавались инвесторами по всему миру, в том числе из России, для ведения бизнеса в международном формате, открытия счетов в зарубежных банках, а также по следующим причинам:
1. Владение активами через КИК более конфиденциально и безопасно.
2. Гибкое управление иностранными активами с минимальными налогами.
3. Косвенная продажа зарубежных активов через продажу акций в компании, которая ими владеет — с минимальными налогами.
4. Международная торговля, производство товаров, строительство недвижимости за рубежом – без налогов и без соблюдения жестких валютных ограничений в России и т.п.
Таким образом, во многих случаях КИК часто создавались и использовались именно для экономии налогов в стране проживания акционера. Долгое время это не создавало бизнесменам из России проблем. Поскольку вероятность получения налоговыми органами необходимой информации для доначисления налогов была иллюзорна, и ей можно было без особой опаски пренебречь. В 2015 году инструменты появились, что создало массу вопросов по дальнейшему использованию КИК бизнесменами из России.
Посмотрим, как правила КИК влияют на использование популярных компаний и структур Мальты, Великобритании и Кипра.
Кейс 1. Мальтийский траст — для владения личными активами, инвестпортфелем и иностранными компаниями
Мальта предоставляет возможность создать траст в качестве специального инструмента для владения недвижимостью, личными активами семьи, защиты различных активов от посягательств со стороны кредиторов и рейдеров, а также их последующей передачи следующим поколениям семьи без налоговых потерь.
В частности, состоятельный бизнесмен может учредить траст — лично, либо передав в траст активы от принадлежащих ему компаний. Собственность на активы перейдет в адрес трасти (трастового управляющего), которым, как правило, выступает доверенный юрист бизнесмена, осведомленный об активах семьи, ее бизнесе и финансовых ожиданиях. Трасти связан письменным поручением бизнесмена (трастовая декларация) и обязан управлять полученными в траст активами с наибольшей пользой для бенефициаров (выгодоприобретателей), которыми выступают определенные учредителем лица.
С точки зрения российский правил КИК траст является структурой без образования юридического лица. Можно сказать, что это обособленный комплекс имущества, находящийся в собственности трастового управляющего. Безусловно, при неправильно «настроенных» / созданных трастовых структурах могут возникать разноплановые негативные налоговые обязанности, последствия и риски в России. Однако, при взвешенном подходе их, все-таки, можно избежать.
В частности, налоговый резидент России не будет признаваться контролирующим лицом траста, если он не вправе получать прибыль траста, не может распоряжаться такой прибылью и не сохранил за собой прав на имущество, переданное в траст, не осуществляет над трастом контроль. Под контролем понимается возможность влиять на решения, принимаемые трастовым управляющим по распределению прибыли (дохода) траста.
Кейс 2. Британские партнерства (UK LLP) – для международной торговли
Достойной и более респектабельной альтернативой классическим «оффшорам» может выступить британское партнерство, которое является юридическим лицом. Партнеры отвечают по его обязательствам только в пределах стоимости своих вкладов в партнерство (остальное же имущество остается вне зоны рисков от операционной торговой деятельности). При этом преимущество партнерства в том, что оно является налоговопрозрачной структурой.
Само партнерство не обязано платить налог на доходы / прибыль, поскольку доходы возникают у партнеров, а не у самого партнерства. В результате налоги платить должны только партнеры в стране своего налогового резидентства. В случае, когда партнерами выступают нерезиденты Великобритании, доходы от деятельности получены от источников за пределами Британии, такие доходы и прибыль не будут облагаться налогами в «туманном Альбионе». К слову, партнеры могут вести деятельность в странах с территориальным режимом налогообложения (к примеру, Гонконг, Сингапур), что исключает налогообложение партнеров по таким доходам и в стране их инкорпорации.
Эти черты делают британское партнерство очень интересным инструментом для ведения торгового бизнеса. Российским бизнесменам важно учитывать, что прибыль активных иностранных компаний не приравнивается к личному доходу акционера как контролирующего лица в России. При этом под активной компанией понимается компания, более 80% доходов которой являются активными (в частности, доходами от международной торговли товарами). Уведомлять об участии и контроле над таким партнерством в России потребуется, но его прибыль не будет приравниваться к личному доходу российского бизнесмена.
Кейс 3. Кипрский холдинг — для групп компаний из России и Евросоюза
Кипр не отягощает инвесторов налоговой нагрузкой. Компании, которые созданы и управляются кипрскими директорами, считаются налоговыми резидентами Республики Кипр, и их операционная прибыль облагается корпоративным налогом по ставке 12,5%. Кроме того, Кипр может похвастаться хорошей инфраструктурой, квалифицированным персоналом для ведения бизнеса, приятной локацией в Средиземном море.
Для вкладов в капитал кипрской компании после 2015 года предусмотрен специальный режим — «Вычет вмененных процентов» / «Notional Interest Deduction». Он предусматривает возможность уменьшать прибыль компании до налогообложения на сумму вклада вплоть до 80% от размера прибыли. Тем самым текущая нагрузка по корпоративному налогу, ставка которого и так всего 12,5%, дополнительно снижается (максимально до ставки 2,5%).
Дивиденды, полученные кипрской компанией из-за границы, освобождены от корпоративного налога (при условии, что они не учитывались в качестве расходов у источника выплаты).
По зарубежным доходам кипрской компании предоставляется право уменьшить корпоративный налог на суммы налогов, уплаченных / удержанных за рубежом – на основании многочисленных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой со многими странами мира. Даже если такое соглашение отсутствует, кипрское государство предоставляет право на зачет зарубежного налога в одностороннем порядке. При уплате налога с дивидендов, полученных от компаний – резидентов Евросоюза – можно также вычесть налог, уплаченный с прибыли компанией – плательщиком дивидендов (так называемый underlying tax).
Описанные выше международные тренды и инструменты противодействия использованию оффшорных и иностранных структур требуют ответных решений и действий от состоятельных граждан России.
Заниматься этим целесообразно уже сейчас, не откладывая на потом. Налоговые органы будут апробировать нормы налогового законодательства о КИК на тех структурах, владельцы которых проигнорировали новые тренды и ветер перемен.