Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/byudzhetnyj-litr-kogda-v-rossii-podesheveet-benzin/140643/
|
После заявления президента России Владимир Путина о том, что в стране есть возможность сделать бензин и дизтопливо дешевле, Федеральная антимонопольная служба провела совещание с нефтяными компаниями о ситуации на рынке.
На недавней встрече с рабочими в Ростове-на-Дону глава государства напомнил, что сложившийся уровень цен на бензин и дизтопливо обусловлен не только достаточно высокой стоимостью нефти — около 70 долларов за баррель.
«Главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог», — отметил президент и выразил мнение, что бензин вполне может подешеветь.
Федеральная монопольная служба организовала по этому поводу совещание. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что в обсуждении приняли участие представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпромнефти», «Татнефти» и других компаний.
«Общее понимание ситуации — она стабильная, условий для необоснованного роста цен не существует. Делать такие выводы можем исходя из того, что сложилась открытая прозрачная инфраструктура рынка нефтепродуктов, в частности, сформировались биржевые индикаторы», — подчеркнул он.
Стоит напомнить, что в 2017 году, согласно статистике ФАС, дизель подорожал на 12-19%, АИ-92 — на 9,53%, АИ-95 — на 7,2%. И это при общем уровне инфляции в России порядка 2,5%. Однако в ФАС уверены, что объективных предпосылок для подорожания моторного топлива в 2018 году нет.
Более того, с декабря прошлого года цены на оптовом рынке снижаются. К февралю стоимость тонны бензина с 45 тысяч рублей опустилась до 40 тысяч. Доцент кафедры технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени Губкина Юрий Киташов объясняет это тем, что рынок насыщен и предложение превышает спрос.
Действительно, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), объем запасов автомобильного топлива в России в настоящее время — 1,67 миллионов тонн, что почти на 50 тысяч тонн больше, чем в конце 2017 года.
Резервы растут, хотя в январе экспорт бензина увеличился сразу на 56% по сравнению с предыдущим месяцем — до 246,9 тысячи тонн. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша видит в этом результат действий антимонопольной службы, которая одним из своих приоритетов сделала предотвращение «безудержного экспорта» нефтепродуктов.
Розница, похоже, также подключается к игре на понижение. Как сообщила компания «Алгоритм Топливный Интегратор» (АТИ), в конце января на автозаправках «Газпром нефти» в московском регионе литр Аи-95 подешевел на 15 копеек, на заправках «Татнефти» — на четыре копейки.
Корректировка чисто символическая, однако, по мнению аналитиков, в данном случае важна смена тренда. Ведь цены на автомобильное топливо в рознице двинулись вниз впервые с декабря 2016 года.
Еще один путь к снижению цен, по мнению Киташова, — наращивание глубины нефтепереработки, что позволит насытить внутренний рынок без ограничения экспорта нефтепродуктов. В России этот показатель — 70%, в то время как в Евросоюзе достигает 85%, а в США — 90%.
«Перспективы в хорошем планировании, контроле качества и внедрении инновационных технологий, а также развитии нефтехимии», — пояснил собеседник РИА Новости.
Фискальные сборы в цене литра топлива достигают 65%. В том числе налог на прибыль — почти 5%, акциз — около 12%, НДС — более 15%, НДПИ — 16,9%. Плюс налоги, которые производители и продавцы нефтепродуктов платят в местные бюджеты.
С 1 января текущего года на 50 копеек повышены ставки акциза на литр автомобильного топлива. В результате акциз на бензин пятого класса вырос на 10,7% (до 11 213 рублей за тонну), а на дизтопливо — на 12,7% (до 7 665 рублей за тонну). Следующая индексация — на 50 копеек — намечена на 1 июля.
Планируя дополнительную индексацию акцизов, в Минфине и ФАС исходили из того, что это не приведет к росту цен на бензин и принесет в федеральный бюджет дополнительные 40 миллиардов рублей.
По словам главы ведомства Антона Силуанова, эти средства направят на строительство новых автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке.