Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/rossiya-stroitelstvo-ehksportnykh-nefteprovodov/1374/
|
Через 10 лет Россия сможет свободно маневрировать направлениями поставок нефти в Европу и Азию, сообщают Ведомости. Строительство новых трубопроводов позволит иметь солидный запас мощностей для транспортировки и перекачивать нефть по более выгодным экспортным маршрутам.
Сегодня комиссия правительства по ТЭКу во главе с Михаилом Фрадковым обсудит перспективы развития систем транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов. Материалы в правительство представило Минпромэнерго. В них указано, что протяженность магистральных нефтепроводов в стране составляет 100 000 км, из которых половиной управляет “Транснефть”. Ей нефтяные копании отдают предпочтение перед компанией “РЖД”. Перекачка нефти по ветке Западная Сибирь — Приморск дешевле на $6,2 за тонну, чем доставка по железной дороге, по маршруту Западная Сибирь — Новороссийск — на $12,1, Западная Сибирь — западная граница — на $28,9.
Освоение новых нефтегазоносных провинций Восточной Сибири, дальневосточного и арктического шельфа позволит, по прогнозу Минпромэнерго, нарастить к 2015 г. добычу нефти и конденсата до 540 млн т (в 2005 г. — 470 млн т). Экспорт, соответственно, увеличится с 253 млн т до 300 млн т. “Транснефть” останется основной артерией — по ее магистралям будет вывезено 219 млн т российской и прокачано транзитом 29 млн т казахской нефти. С учетом перспективных проектов мощности “Транснефти” к 2015 г. вырастут на 39% и достигнут 308 млн т против 221 млн т в 2005 г. Такой рост обеспечит строительство магистралей Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и Харьяга — Индига.
Из материалов Минпромэнерго следует, что к этому времени профицит экспортных мощностей “Транснефти” увеличится на 60 млн т (20% объемов системы), что позволит диверсифицировать направления экспорта. “Сейчас свободных мощностей 7 млн т, но самые эффективные направления экспорта забиты до отказа, и компании этим резервом практически не пользуются”, — говорит чиновник Минпромэнерго. Свобода маневра через 10 лет позволит снизить, например, объемы прокачки через Украину (Одесса, Южный), пишут авторы доклада.
Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев уверен, что компания успешно реализует проект ВСТО. С апреля уложено в нитку и сварено 350 км из 4670 км трассы, говорит он. “Практически мы вошли в график укладки 3 км в день”, — доволен Григорьев. Но проблема не в скорости строительства трубопровода. По словам аналитика “Тройки Диалог” Валерия Нестерова, освоение ресурсной базы для заполнения нового маршрута сырьем сильно отстает от планов. Объем геологоразведочных работ в Восточной Сибири выполнен в 2005 г. лишь на 20%. Достаточно велик риск, что вместо 80 млн т нефти будет добываться 50 млн т и придется решать, как делить ее между Китаем, с одной стороны, и Японией, Южной Кореей и США — с другой, рассуждает Нестеров, добавляя, что “это уже вопрос политический”.
“Роснефть”, однако, настроена оптимистично. Компания активно приращивает запасы за счет Ванкорского и Верхнечонского месторождений, Западной Сугры, замечает представитель “Роснефти” Николай Манвелов. К 2015 г. компания намерена почти удвоить добычу и выйти на 140 млн т, заявил недавно президент “Роснефти” Сергей Богданчиков. Сегодня существует три проекта северных маршрутов и государство само определяет, какие из них наиболее эффективны с точки зрения экспорта, говорит Геннадий Красовский из “Лукойла”. Его компания начала разрабатывать Тимано-Печору, и Красовский прогнозирует, что в ближайшее время добыча в этой провинции “вырастет кратно”. Поэтому компания, не полагаясь целиком на правительство, самостоятельно развивает экспортные мощности в регионе. Месторождения Тимано-Печоры соединены промысловым трубопроводом с портом Варандей. Мощности терминала в среднесрочной перспективе будут расширены до 15 млн т и нефть танкерами будет доставляться на мировые рынки, говорит Красовский.
Появление избыточных экспортных мощностей — это гарантия более стабильной работы “Транснефти”, своевременного ремонта трубопроводов и предотвращения аварий, подчеркивает президент Российского союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Сроки эксплуатации оборудования нефтеперекачивающих станций достигают 25-30 лет при нормативных 9-15 годах. 43,4% магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 30 лет, 31,7% — от 20 до 30 лет, а 24,9% — менее 20 лет. Загрузка мощностей “Транснефти” на 80% соответствует мировой практике, замечает Нестеров. Дополнительный ресурс позволит компании свободнее маневрировать маршрутами в Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион и США, повышая общую эффективность российского экспорта, полагает аналитик.