Отчеты
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/report/ceny-spot-na-neft-po-sortam-i-bazisam-dannye-na-20-11-2017/134113/
|
Польский нефтеперерабатывающий концерн PNK Orlen начал поставки нефти из Казахстана, используя маршрут в обход Украины. Об этом сообщил Центр транспортных стратегий (ЦТС).
Первоначально сырьё из Казахстана перекачивается по трубопроводу в российский порт Новороссийск, а затем доставляется танкерами в польский порт Гданьск, отмечает издание.
Уже на прошлой неделе, 14 ноября, из порта Новороссийск вышел танкер Front Castor, принадлежащий багамской компании Frontline Ltd. В начале декабря танкер должен будет прибыть в порт Гданьск, где будет разгружен на терминале Naftoport.
Решение транспортировать сырьё в обход Украины вызвано отсутствием связи между нефтепроводами Польши и Украины, так как участок Броды-Плоцк не достроен.
Польский бизнес заинтересован в том, чтобы трубопровод был достроен. Однако этому препятствует неопределенная позиция Украины, из-за этого Польша вынуждена налаживать альтернативные цепочки поставок.
На сегодняшний момент польские нефтеперерабатывающие компании PKN Orlen и Lotos работают над диверсификацией поставок нефти. Так, в январе 2017 года группа Lotos начала поставки сырья из Ирана. А в начале ноября PKN Orlen и Lotos наладили поставки нефти из США. Отмечается, что Казахстан остаётся важным поставщиком нефти для Польши.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, по нефтепроводу «Одесса — Броды» изначально предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход России из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы, а также в Северную Европу через Гданьский порт. Проектная мощность нефтепровода — 14,5 млн тонн нефти в год. Однако после постройки «Одесса — Броды» долгое время простаивал, поскольку правительство в Киеве не получило от нефтяных компаний, работающих на Каспии, гарантий по загрузке его сырьём. В итоге нефтепровод начала использовать Россия — в реверсном режиме из нефтепровода «Дружба» до терминалов порта Южный — для поставок российской нефти в порты Средиземноморья.
Цены на нефть сорта WTI с базиса поставки Кушинг выросли на 2.46 до 57.05 долларов за баррель. Цена на сорт MARS не изменилась и составляет 59.44 долларов за баррель.
Цены на нефть сорта Brent с поставкой из портов ЕС выросли на 3.25 до 64.29 долларов за баррель.
Цены на корзину сортов нефти стран членов ОПЕК выросли на 2.79 до 61.91 долларов за баррель. Сорт марки Dubai подешевел на -0.8 до 60.8 долларов за баррель.
Россия начала пробные поставки нефти в Узбекистан, где через три года планируется запустить совместно с «Газпромом» новый НПЗ на 5 млн тонн. Но для наращивания поставок требуется расширение нефтепроводов через Казахстан, финансовая схема которого пока неясна.
«Транснефть» в пятницу начала прокачку нефти в направлении Узбекистана транзитом через Казахстан по нефтепроводу Омск—Павлодар—Чимкент. Далее сырье планируется транспортировать по железной дороге. Как пояснили “Ъ” в компании, по утвержденному графику объемы составят 30 тыс. тонн в месяц, но могут быть по требованию увеличены до 2 тыс. тонн в сутки (то есть около 60 тыс. тонн) в месяц. В 2018 году, как заявляло руководство АО «Узбекнефтегаз», прокачку планируется довести до 1 млн тонн, но в «Транснефти» пояснили, что техническая возможность по прокачке в этом направлении — около 0,5 млн тонн, так как в остальном труба через Казахстан занята объемами «Роснефти» в направлении Китая (10 млн тонн в год). Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, поясняют, что сейчас в направлении Узбекистана начала поставляться нефть «Газпром нефти». В компании ситуацию не комментируют.
Для обеспечения сырьем своих НПЗ общей мощностью около 11 млн тонн Узбекистан закупает нефть, так как собственной добычи стране не хватает. Из-за дефицита сырья НПЗ работают не на полную мощность и частично по толлинговой схеме. Импортная нефть транспортируется в основном по железной дороге, прокачиваемая по трубопроводу российская нефть получается дешевле, поэтому Узбекистан заинтересован в увеличении объемов. Поставлять в Узбекистан планируется сырье качества Urals, основным поставщиком и в дальнейшем будет «Газпром нефть», говорят собеседники “Ъ”.
Но, по их словам, вопрос упирается в мощность трубы из России в Казахстан, которую нужно расширять с текущих 10 млн тонн до как минимум 18 млн тонн. В этом случае поставки можно увеличить до 3 млн тонн в направлении Узбекистана, 2 млн тонн готова закупать Киргизия для переработки на узбекских НПЗ. Еще на 3 млн тонн намерена увеличить поставки «Роснефть» в направлении Китая с 2018 года. По словам собеседников “Ъ”, пока источники финансирования расширения трубы в Казахстане неизвестны. Кроме того, с 2022 года Узбекистану потребуются дополнительные объемы нефти для загрузки нового НПЗ в Джизакской области мощностью до 5 млн тонн в год (строит СП «Узбекнефтегаза» с «Газпромом», инвестиции — $2 млрд). Сейчас Узбекистан и Казахстан планируют к 2021 году построить магистральный нефтепровод Чимкент—Джизак на 5 млн тонн, при этом Казахстан собирается поставлять по нему 2 млн тонн в год своей нефти. Впрочем, в российском Минэнерго не ожидают резкого роста поставок нефти в Узбекистан в 2018 году.
Читайте также: Отчет по открытому интересу. WTI+Brent. Биржи CME Group и ICE на 18.11.2017