Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/ehksport-i-transportirovka-nefti-v-saudovskoj-aravii/131967/
|
Экспорт
По данным Global Trade Tracker (GTT), в 2016 году Саудовская Аравия экспортировала около 7,1 млн. баррелей нефти в день (б/д). На долю Азии приходилось 69% экспорта нефти и нефтепродуктов Саудовской Аравии.
В 2016 году Саудовская Аравия экспортировала в США в среднем 1,1 млн. б/д от общего количества нефтяных жидкостей. В первом полугодии 2017 года общий импорт нефти в США в среднем составил 1,2 млн. б/д. С 2012 года Саудовская Аравия является вторым по величине экспортером нефти в США (после Канады), после того как она превзошла импорт нефтепродуктов из Мексики в США. В 2016 году следующие четыре ведущих импортера Саудовской нефти и нефтепродуктов после США были Япония (1,2 млн. б/д), Китай (1,0 млн. б/д), Южная Корея (0,9 млн. б/д) и Индия (0,8 млн. б/д), — согласно GTT.
Главные порты
Объемы экспорта и погрузок сырой нефти в Саудовской Аравии составляют около 13 млн. б/д. Большая часть этого объема поступает из четырех основных терминалов экспорта нефти:
— Порт Ras Tanura, в Персидском заливе, является основным портом Саудовской Аравии. Этот объект, крупнейший в мире морской порт для экспорта нефти, имеет общую пропускную способность около 6,5 млн. б/д. Порт состоит из трех терминалов: терминала «Ras Tanura», терминала сырой нефти «Ju’aymah» и экспортного терминала «Ju’aymah LPG».
— Терминал Ras Tanura, крупнейший терминал в порту Ras Tanura, имеет среднюю пропускную способность 3,4 млн. б/д и хранилище, емкостью 33 млн. баррелей. Терминал может размещать танкеры до 500 000 тонн-дедвейт (dwt). Все марки сырой нефти Саудовской Аравии загружаются на терминал Ras Tanura.
— Терминал Ras al-Ju’aymah имеет среднюю пропускную способность сырой нефти около 3,12 млн. б/д, а из-за наличия шести одноточечных причальных буев терминал может обслуживать некоторые из крупнейших танкеров для загрузки сырой нефти, до 700 000 dwt. Все марки сырой нефти Саудовской Аравии загружаются на этом терминале вместе с бункерным топливом (максимальная пропускная способность 120 000 б/д).
— Терминал Yanbu King Fahd на Красном море, из которого экспортируется большая часть оставшихся объемов, имеет грузоподъемность 6,6 млн. б/д. Терминал включает в себя семь погрузочных мест и может вмещать танкеры до 500 000 dwt. Общая емкость хранилища нефти на терминале составляет 12,5 млн. баррелей. На терминале Yanbu загружается только сырая нефть марки Arab Light.
Помимо этих основных экспортных терминалов, Саудовская Аравия имеет другие более мелкие порты, включая Ras al-Khafji, Jubail, Jizan и Jeddah.
Рисунок 4: Экспорт нефти Саудовской Аравии, 2016
Saudi Aramco планирует начать экспорт из отремонтированного нефтяного терминала Muajjiz на Красном море примерно до конца 2017 года, что увеличит общую загрузку и экспорт Саудовской Аравии до 15 млн. б/д. До того, как Иракский трубопровод в Саудовской Аравии (IPSA) был преобразован в линию природного газа, Muajjiz использовался в качестве экспортного терминала для иракской сырой нефти, которая протекала через IPSA. Muajjiz будет интегрирован в терминал сырой нефти Yanbu.
Рисунок 5: Экспорт нефтепродуктов Саудовской Аравии, 2016
Основные внутренние нефтяные трубопроводы
Saudi Aramco эксплуатирует более 90 трубопроводов, протяженностью 12 000 миль, для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов по всей стране, все из которых соединяют производственные площади с перерабатывающими предприятиями, экспортными терминалами и центрами потребления.
746-мильный Petroline, также известный как «Трубопровод Восток-Запад», обладает большой значимостью, поскольку он обладает большой мощностью и соединяет производственные и перерабатывающие мощности на востоке страны с целью экспорта на объекты, находящиеся на западе, позволяя сырой нефти обходить Ормузский пролив. Система Petroline, которая проходит через Саудовскую Аравию от комплекса Abqaiq до Красного моря, состоит из двух трубопроводов с общей пропускной способностью около 4,8 млн. б/д. Один из трубопроводов имеет диаметр 56 дюймов и пропускную способность 3 млн. б/д. Другой трубопровод имеет диаметр 48 дюймов. Этот трубопровод ранее эксплуатировался как газопровод, но был преобразован в нефтепровод. Это преобразование увеличило пропускную способность автономного нефтепровода Саудовской Аравии, который обходит Ормузский пролив с 1,0 млн. б/д до 2,8 млн. б/д, если система работает с полной пропускной способностью. В 2016 году Saudi Aramco объявила о планах по расширению пропускной способности трубопровода Восток-Запад до 7 млн. б/д и запланированным завершением к концу 2018 года. На сегодняшний день, достигнут незначительный прогресс в расширении трубопровода.
Параллельно с Petroline проходит газопровод NGL Abqaiq-Yanbu с пропускной способностью 290 000 б/д, который обслуживает нефтехимические заводы в Yanbu. Трубопровод NGL Abqaiq-Yanbu является крупнейшим газопроводом в Саудовской Аравии.
Международные нефтепроводы
Saudi Aramco не эксплуатирует какие-либо функционирующие международные трубопроводы. Трансарабский трубопровод (TAPLINE), построенный в 1947 году для перевозки сырой нефти из Кайсумах через Иорданию в Сидон и Ливан, был частично закрыт с 1984 года. Часть трубопровода, который идет в Иорданию, была закрыта в 1990 году.
48-дюймовый иракский трубопровод в Саудовской Аравии (IPSA), с пропускной способностью 1,65 млн. б/д, проходит параллельно с Petroline от насосной станции №3 (11 насосных станций, идущих вдоль Petroline) в порт Muajjiz, к югу от Yanbu, в Саудовской Аравии. Трубопровод был построен в 1989 году для транспортировки иракской нефти в Красное море. Трубопровод закрылся на неопределенный срок после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. В июне 2001 года Саудовская Аравия взяла на себя ответственность за IPSA в качестве компенсации за долги Ирака и использует его для транспортировки природного газа на электростанции. Часть трубопровода, идущего на север в Ирак, остается закрытым, неактивным нефтепроводом. Saudi Aramco перекачивала тестовые объемы сырой нефти по трубопроводу в ответ на угрозы Ирана по закрытию Ормузского пролива в 2012 году.
Единственная действующая международная трубопроводная система Саудовской Аравии — это 60-летний комплекс из четырех небольших подводных трубопроводов, транспортирующих арабскую легкую нефть из Саудовской Аравии в месторождение Abu Safah в Бахрейне. Ожидается, что эта стареющая трубопроводная система будет выведена из эксплуатации после строительства нового трубопровода мощностью 350 000 баррелей в сутки, работающего между нефтеперерабатывающим заводом в Абкайк и в Бахрейне, в Sitra. Ожидается, что новый трубопровод будет введен в эксплуатацию в 2018 году, и его мощность в конечном итоге будет увеличена до 400 000 б/д.
Рисунок 6: Основная нефтегазовая инфраструктура Саудовской Аравии
Судоходство
Судоходная дочерняя компания Saudi Aramco, Vela International Marine Limited, эксплуатирует 15 сверхбольших нефтеналивных танкеров (VLCC), которые транспортируют сырую нефть между Ближним Востоком, Европой и побережьем Мексиканского залива. Vela также управляет пятью товарными танкерами, которые ведут прибрежную торговлю в Красном море и Персидском заливе. Vela имеет большое количество VLCC и товарных танкеров, работающих в режиме рейсовых чартеров. Помимо танкеров, Saudi Aramco владеет или арендует нефтехранилища по всему миру, включая Роттердам (3,9 млн. баррелей), Sidi Kerir (терминал трубопровода Sumed на средиземноморском побережье Египта) и Японию (6,3 млн. баррелей).
Национальная судоходная компания Саудовской Аравии (также известная как Bahri) является крупнейшим в мире оператором и владельцем VLCC. Ее флот состоит из 87 судов, в том числе 40 VLCC, 36 химических и товарных танкеров вместе с другими грузовыми перевозчиками. Фонд государственных инвестиций (PIF) правительства Саудовской Аравии владеет 22% акций компании, Saudi Aramco Development Company владеет 20%, а остальные акции торгуются публично на саудовской фондовой бирже.
Цены на нефть готовы обновить двухлетние максимумы: oilexp.ru