Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/ehlektroshokom-po-neftyanomu-rynku/130483/
|
Китай, на чью долю приходится около 30% мирового автомобильного производства, вслед за Великобританией, Францией, Норвегией и Нидерландами объявил о планах полностью отказаться от автомобилей на традиционном топливе. Как ни парадоксально, это может только подхлестнуть цены на нефть.
Китайские власти намерены установить дедлайн, после которого местные автопроизводители больше не смогут выпускать и продавать автомобили на ископаемом топливе. Об этом заявил замминистра индустрии и информационных технологий КНР Синь Гуобинь (Xin Guobin) на прошедшем в Тяньцзине автомобильном форуме. В частности, если такое решение будет реализовано, Поднебесная станет крупнейшим в мире рынком электрокаров. Для Китая, второй экономики мира, запрет на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) также поможет снизить уровень загазованности в городах и выполнить принятые обязательства по снижению уровня углеродной эмиссии.
– Очевидно, для столь большого рынка, как Китай, такой запрет не может быть реализован раньше 2040 года, – говорит Лю Цзижиа (Liu Zhijia), заместитель генерального директора корпорации Chery, крупнейшего китайского экспортёра пассажирских автомобилей, объявившего на франкфуртском автосалоне о постепенном расширении линейки гибридов и электрокаров. – Нам всем нужно много времени на подготовку.
Ведущий китайский производитель электромобилей – компания BYD после объявления намерений правительства «прибавила в весе» на Гонконгской бирже – 7,2%, другой крупный игрок рынка – BAIC – вырос на 2,9%. Guoxuan High-Tech – производитель литий-ионных батарей для электрокаров – прирос на Шенженьской бирже на 5,3%.
Пока мировые акулы электромобильного бизнеса от Tesla до Nissan и General Motors спят и видят, как бы урвать свой кусок китайского рынка, настоящими выгодоприобретателями становятся как раз местные автоконцерны – не в последнюю очередь благодаря щедрым правительственным субсидиям.
Гонка за китайским пирогом
По данным китайской Ассоциации пассажирского транспорта, лидером по продажам электромобилей и гибридов (внутри страны) по итогам первых семи месяцев текущего года стала корпорация BYD, реализовавшая 46 855 машин. На втором месте – Beijing Electric Vehicle, электромобильное подразделение государственной BAIC Motor, с результатом в 36 084 единицы. Для сравнения: General Motors удалось реализовать лишь 738 электрокаров, что составляет 0,04 % от общего объёма продаж марки в Китае (2,1 млн машин).
Старший управляющий Honda Motor в Китае Ясухиде Музуно заявил на автомобильном форуме в Тяньцзине, что его компания планирует выпустить свой первый электрокар для китайского рынка в следующем году. Японский автопроизводитель работает над созданием этой машины совместно со своими китайскими подразделениями – Guangqi Honda Automobile Co. и Dongfeng Honda Automobile Co. – и создаст для продвижения продукта отдельный бренд. Nissan, недавно представивший обновлённую версию своего Leaf EV, также планирует начать её продажи в Китае в следующем году.
Конкуренцию автомобильным гигантам намерен составить интернет-предприниматель William Li, основатель стартапа Nio. Небольшая, но бойкая автомобильная компания, основанная три года назад, рассчитывает начать продажи своего спорткара на электроприводе ES8 в середине декабря. При этом поддержку новичкам индустрии оказывает крупная госкомпания Anhui Jianghuai Automobile Group.
Разумеется, не останется в стороне от делёжки большого китайского пирога Tesla, объявившая в июне о возможной сборке своих премиальных машин в Шанхае, что позволило бы существенно снизить цены для местного покупателя.
– Хотя китайские власти и огласили своё намерение пересадить страну на «зелёный» транспорт, сам этот процесс будет весьма непрост и потребует от госструктур много времени, – считает вице-президент Nio Жань Янь (Zhang Yang). – В то же время это ясный сигнал для автопроизводителей, в какой сторону нам нужно двигаться. Энергетические и технологические предприятия, равно как и традиционные автопроизводители, должны сделать свой вклад в создание новых электродвигателей. Трудно сказать, кто окажется победителем в этой гонке. Но каждому предстоит пройти тест на скорость и выносливость.
Ещё один шанс для «нефтянки»
Между тем аналитики вовсю обсуждают последствия отказа Китая от электромобилей не только для автомобильной, но и для энергетической отрасли. Так, независимый энергетический аналитик Джеффри Стайлс считает, что это решение не только не снизит, но в долгосрочной перспективе даже подхлестнёт спрос на нефть.
Джеффри Стайлс отмечает, что если в 2000-е годы большинство игроков энергорынка сходились на том, что нефть на планете стремительно заканчивается, и это обстоятельство подгоняло цены ископаемого топлива вверх, то сланцевая революция 2010-х годов поколебала эту концепцию. Вдруг стало ясно, что человечество извлекло лишь небольшую часть нефтяных ресурсов планеты. Доказанные глобальные извлекаемые резервы нефти в 1980 году удвоились, в то время как производство и потребление нефтепродуктов возросло лишь на 34%.
– Идея пикового спроса предполагает, что потребление и производство углеводородов достигнет своего максимального значения в ближайшие несколько десятилетий, после чего останется на прежнем уровне или даже начнёт снижаться, – говорит эксперт. –Факторов, действующих в пользу этой концепции, множество: существенный прогресс в экономии топлива, глобальная политика декарбонизации, снижение взаимозависимости между ростом ВВП и энергопотреблением, повсеместное распространение электромобилей. Последнее обстоятельство возвращает нас к теме запрета авто с традиционным ДВС в Китае. Учитывая, что КНР – один из крупнейших в мире потребителей нефти, судьба глобального спроса на этот ресурс вызывает серьёзную обеспокоенность.
В то же время, по мнению эксперта, временное снижение спроса на нефть может привести к снижению инвестиций в её разведку и производство, что, в свою очередь, спровоцирует очередной скачок цен на углеводороды. И вполне вероятно, что произойдёт это ещё до того, как производство электромобилей выйдет на должный уровень. Стоит отметить, что Стайлс не одинок в этом мнении. С ним согласны, в частности, аналитики Международного энергетического агентства, предрекающие бурный рост спроса и цен на нефть к 2020 году.
– Вероятной запрет ДВС также снизит инвестиции в усовершенствование традиционных машин, составляющих подавляющее большинство транспортных средств в мире, что отрицательно скажется на уровне углеродной эмиссии, – продолжает Джеффри Стайлс. – В реальности мы находимся лишь в самом начале большого переходного процесса.
Мировые продажи электромобилей составляют около 1% от всех автомобильных продаж, и машины на традиционном топливе по-прежнему определяют лицо рынка перевозок. Как недавно заметил «энергетический» блогер Роберт Рейпиер (Robert Rapier) в своей колонке в Forbes, «Китаю ещё предстоит пройти долгий путь, чтобы рост объёмов потребляемой нефти сменился в этой стране снижением».
– Пока китайский запрет на ДВС выглядит как важный шаг по пути к пиковому спросу на нефть, – заключает Джеффри Стайлс. – Это решение лишь упростит нефтяным компаниям поиск новых рынков сбыта и новых сфер применения своей продукции. Нечто подобное происходило более 100 лет назад, когда ещё молодая нефтяная индустрия, испугавшись, что керосиновые лампы проигрывают электрическому освещению, переключилась на производство топлива для только что изобретённых автомобилей.
Прогноз ценовых колебаний с 9 по 13 октября 2017 читайте здесь.