Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/saudovskaya-araviya-i-rf-reshayut-problemy-za-schet-povysheniya-cen-na-motornoe-toplivo/129134/
|
Правительство Саудовской Аравии рассматривает возможность отмены субсидий на бензин, что может вызвать рост цен на этот вид моторного топлива до 80%. Правительство России одобрило повышение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2018 г. Обе страны, основой экономики которых является нефтяная отрасль, стремятся решить насущные проблемы за счет повышения внутренних цен на моторное топливо. Однако цели, которые ставят перед собой Москва и Эр-Рияд, совершенно разные.
Реформа экономики и сокращение дефицита бюджета
Крупнейший экспортер нефти в мире готов сделать первый шаг на пути сокращения зависимости от экспорта нефти – основы благосостояния саудовского королевства. Эр-Рияд стремится диверсифицировать экономику, сократив долю нефтяной отрасли в ВВП страны.
В настоящее время литр бензина в Саудовской Аравии стоит около 30 евроцентов, что не соответствует затратам на добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию этого вида моторного топлива. Ожидается, что саудовские власти примут окончательное решение об отмене субсидий на бензин уже в следующем месяце. Таким образом часть бремени кризиса, вызванного падением цен на углеводороды, возьмет на себя население, поскольку бензин является основным видом моторного топлива в саудовском королевстве.
Отказ от субсидирования бензина является составной частью плана реформирования экономики, который позволит Саудовской Аравии приблизиться к модели, существующей в развитых странах Запада, где цена определяется спросом и предложением.
В королевстве уже повышались цены на моторное топливо в декабре 2015 г. Более того, власти предупреждали, что это повышение не будет последним, поскольку планировалось сокращать субсидии и далее.
«Саудовское правительство сокращает субсидии, чтобы уменьшить огромный дефицит бюджета», — уверен Тарик Какиш, глава отдела управления дубайской компании Mena Financial Services.
Обвальное падение цен на нефть в конце 2014 г. стало серьезным ударом по экономике Саудовской Аравии. В 2015 г. дефицит бюджета взлетел до $98 млрд — 15% ВВП страны. В прошлом году дефицит удалось сократить до $87 млрд – 13,5% ВВП. Бюджет 2017 г. сверстан также с дефицитом, который должен составить около $53 млрд. В этом году доходы страны ожидаются в размере $184 млрд, а расходы – $237 млрд. При этом, только от экспорта нефти саудовское королевство планирует получить $127 млрд.
Эр-Рияд ограничится бензином
Отмена субсидий на бензин затронет не только транспорт и логистические компании, любое предприятие реального сектора экономики ощутит повышение цен на моторное топливо, считает Тарик Какиш.
Саудовские власти осознают, насколько пагубным для экономики может оказаться значительное повышение цен на топливо, поэтому намерены ограничиться только бензином. Для дизельного топлива и тяжелых дистиллятов, которые используются при эксплуатации судов и тяжелой техники, планируется установить ценовой потолок. Кроме того, власти намерены контролировать цены на нефть, используемую для генерации электроэнергии. В отличие от многих стран, где для генерации электроэнергии сжигают уголь, в Саудовской Аравии на ТЭС используют тяжелые сорта нефти.
По мнению правительства, что эти меры помогут избежать негативных последствий, которые влечет за собой повышение цен на бензин.
Акцизы помогают строить дороги
Правительство РФ в понедельник одобрило повышение акцизов на бензин и дизельное топливо на 50 коп. с 1 января и с 1 июля 2018 г. Глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов сообщил представителям СМИ, что поступления в федеральный бюджет благодаря повышению акцизов составят 40 млрд руб.
В отличие от Саудовской Аравии средства, полученные от повышения акцизов на основные виды моторного топлива, будут использованы на развитие инфраструктуры – строительство новых дорог в разных регионах России, в первую очередь в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке.
В настоящее время акцизы на товарные бензин и дизельное топливо – моторное топливо, соответствующее экологическому классу 5 – составляют 10130 руб./т (≈7,60 руб./л) и 6800 руб./т (≈5,70 руб./л) соответственно.
Падение цен на нефть стало серьезным испытанием для российской экономики. Ситуация усугубилась в связи с введением санкций со стороны западных стран во главе с США. Однако таких критических значений как в Саудовской Аравии дефицит бюджета в России никогда не достигал – в 2015 г. он составил 2,6%, а в прошлом году – 3,5%. В январе – июне 2017 г. дефицит бюджета РФ снизился до 1,2% ВВП.
В отличие от Саудовской Аравии цены на бензин в России не субсидируются. Цена устанавливается в зависимости внутреннего спроса и предложения со стороны нефтеперерабатывающих предприятий. Более того, доля налогов в стоимости российского бензина достигает 50%. Повышая акцизы на моторное топливо, российское правительство не стремиться изменить модель экономики, а решает локальные задачи. Однако во времена низких цен на углеводороды и Саудовская Аравия, и Россия вынуждены решать экономические проблемы за счет своих потребителей.
Запасы газа в США. EIA (U.S. Energy Information Administration). Данные на 21.09.2017