Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/transneft-vo-vtorom-kvartale-dengi-tekut/126158/
|
«Транснефть» традиционно считается одной из самых закрытых крупных компаний России. На самом деле приподнять «завесу тайны» может любой, кто зайдет на их сайт — несмотря на то, что компания на 100% принадлежит государству, она уже давно публикует подробную квартальную отчетность по МФСО, подготовленную аудиторами KPMG. В прошлую пятницу компания опубликовала финансовый отчет за второй квартал текущего года.
Выручка «Транснефти» за квартал составила 219 млрд. рублей, и по сравнению с предыдущим периодом не изменилась — в первом квартале текущего года это показатель составил ровно те же 219 млрд. рублей.
Прибыль компании, однако, сократилась довольно сильно — в последнем квартале она составила 34 млрд. рублей против 80 млрд., заработанных в первом квартале.
Возьмем для сравнения показатели прошлого года для того, чтобы устранить все возможные сезонные факторы (которых, в общем-то, почти нет): в прошлом году выручка за второй квартал была немного ниже — 213 млрд., но прибыль опять-таки выше — на уровне 59 млрд.
Для того чтобы разобраться в результатах компании, есть смысл очистить эти цифры от некоторого «шлака», который может искажать динамику показателей её работы.
Во-первых, отбросим курсовые разницы — хотя они и влияют на общее финансовое состояние предприятия, но не дают никакой информации относительно его операционной деятельности.
Во-вторых, надо избавиться еще от одного излишества в отчетности «Транснефти». В настоящее время компания ведет на первый взгляд бессмысленную деятельность — каждый квартал у «Роснефти» приобретаются примерно 1,5 млн. тонн нефти, которые затем перепродаются китайской нефтяной компании CNPC с минимальной маржой. С учетом экспортных пошлин общая прибыль от этих операций равна примерно нулю. Зачем они это делают?
Причина такова. В 2009 году «Транснефть» получила кредит в размере 10 млрд. долларов от Банка развития Китая. Одновременно с «Роснефтью», получившей там же кредит в 15 миллиардов. Эти кредиты российские компании должны погашать поставками нефти в адрес китайской государственной нефтяной компании CNPC, начиная с пятого года после получения денег — Роснефть отгрузками по 9 миллионов тонн в год, Транснефть – по 6 млн. тонн.
Кредитные деньги были потрачены на китайцев же — на них была построена система трубопроводов, доставляющая нефть на границу с Китаем, а также в порт Козьмино в Приморье, откуда нефть направляется в основном опять же китайцам.
Так как «Транснефть» сама не добывает нефть, для обслуживания кредита они покупают соответствующие объемы у «Роснефти». «Транснефть», скорее всего, предпочла бы попросту вернуть кредит деньгами, нежели заниматься таким переливанием из пустого в порожнее. Но на этой схеме настояли сами китайцы, которые в условиях дефицита собственной нефти стремятся привязать к себе поставщиков долгосрочными контрактами.
Итак, откинув эти нетипичные операции, мы получим следующую картину:
Выручка компании стабильна, идет небольшой рост объемов перекачки нефти. Тарифы на транспортировку, которые регулирует государство, в этом году изменились скромно — правительство разрешило увеличить их всего на коэффициент 0,9 от инфляции. В общем, картина соответствует показателям компании, фактически оказывающей коммунальные услуги (то, что называется utility sector у международных инвесторов).
Несмотря на это, квартальная прибыль уменьшилась с 66 млрд. до 42 млрд., или на 24 миллиарда рублей, то есть на 36% по сравнению с первым кварталом. Это довольно серьезное падение. Однако произошло оно не из-за текущих операций компании.
В марте 2017 «Транснефть» вложила 60 млрд. рублей в долю в 57,4% в закрытом паевом инвестиционном фонде «Газпромбанк-Финансовый». Согласно сообщениям прессы, этому фонду принадлежат около 54% привилегированных акций самой Транснефти.
Таким образом, «Транснефть» фактически произвела выкуп своих акций. Между прочим, с точки зрения финансовой теории выкуп компанией своих акций является таким же возвратом денег акционерам, как и выплата дивидендов. Так что можно сказать, что обладатели «префов» зря жалуются, что компания им почти ничего не платит.
К концу первого квартала этот самый фонд привлек еще 65 млрд. рублей в виде долгового финансирования (скорее всего, у Газпромбанка) и вложил полученные деньги еще в некие финансовые инструменты. Какие именно, нам неизвестно. Инвестиции фонда, похоже, выросли и «Транснефть» показала в первом квартале прибыль по этому портфелю в размере 12 млрд. рублей.
Однако в следующем квартале фортуна от компании отвернулась. Цена портфеля фонда обвалилась и убыток «Транснефти» за второй квартал составил 9 млрд. рублей.
Так образовалась разница в 21 млрд. рублей между прибылью в первом и втором квартале: доход в 12 млрд. в первом квартале против убытка в 9 млрд. во втором квартале.
Если выбросить из отчетности и эту операцию, результатом будет то, что прибыль «Транснефти» в двух кварталах оставалась почти неизменной:
2й кв. 2017 года 51 млрд. руб.
1й кв. 2017 года 54 млрд. руб.
Кстати, во втором квартале фонд «Газпромбанк-Финансовый» вернул «Транснефти» 26 миллиардов рублей из первоначально вложенных 60 млрд. — за счет средств от указанного кредита. Так как общая сумма активов фонда не уменьшилась по сравнению с датой приобретения, можно предположить, что «префы» проданы не были.
Пакет акций, приобретенный за кредитные деньги, с точки зрения рисков и волатильности представляет собой настоящую бомбу, так что пока «Транснефть» владеет долей в этом фонде, у неё все время будут ощутимые колебания квартальной бухгалтерской прибыли из-за этой «инвестиции».
Еще более четко деятельность компании характеризует движение её денежных средств. «Транснефть», как и любая другая коммунальная компания, занимающаяся «продажей воздуха», должна иметь хороший текущий денежный поток.
Рассмотрим денежные потоки компании во втором квартале 2017 года (для наглядности немного изменим порядок показателей и устраним обороты по купле-продаже китайской нефти):
Денежная выручка (вкл. НДС, без учета продаж Китаю) 3,6 млрд. долл.
Операционные расходы 2,0 млрд. долл.
Денежный поток от текущих операций 1,6 млрд. долл.
Капвложения — капитальный ремонт и техническое перевооружение (оценка) -0,8 млрд. долл.
Налог на прибыль -0,4 млрд. долл.
Свободный денежный поток 0,4 млрд. долл.
Капвложения – новые проекты (оценка) -0,6 млрд. долл.
Денежный поток до финансовых операций -0,2 млрд. долл.
Погашение процентов по кредитам -0,1 млрд. долл.
Частичное погашение кредита китайского банка -0,4 млрд. долл.
Привлечение новых средств – выпуск облигаций на 47 млрд. руб. 0,8 млрд. долл.
Возврат от фонда «Газпром-Финансовый» 0,4 млрд. долл.
Полученные проценты 0,2 млрд. долл
Чистый денежный поток 0,7 млрд. долл.
Всего в этом квартале компания пополнила свои денежные запасы на 0,7 млрд. долларов. Однако без учета разного рода финансовых операций денежный поток у компании негативен и составляет минус 0,2 млрд. долларов. Причина этому — капвложения в строительство новых трубопроводов, о которых мы расскажем немного подробнее ниже.
Свободный денежный поток компании — то есть в нашем случае деньги, заработанные текущими операциями и до вложений в новые проекты — составил в этом квартале около 400 млн. долларов.
Эти суммы не учитывают еще один источник денежных средств. «Транснефть» регулярно получает от государства возмещение НДС — в первом квартале 2017 года ей было перечислено 25 млрд. рублей, то есть около 0,4 млрд. долларов. В рассматриваемом нами втором квартале компания не получила возмещения НДС — по финансово-сезонным причинам, но деньги она опять получит в следующем квартале. За весь прошлый 2016 году «Транснефти» было возмещено около 1,8 млрд. долларов, и по итогам этого года можно прогнозировать примерно такие же поступления.
Таким образом, к указанным выше денежным потокам можно прибавить еще где-то около 0,4 млрд. долларов в квартал, которые компания будет получать все время, пока будет вести масштабное строительство, ведь возмещаемый НДС в основном относится к капитальным вложениям. С учетом этих возмещений и денежный поток компании до финансовых операций становится позитивным.
Доля этого возмещения, относящаяся к «текущим капвложениям», то есть к капремонту и техническому перевооружению, и, стало быть, относящаяся к свободному денежному потоку, находится, скорее всего, в районе 70-100 миллионов долларов (с учетом того, что на льготный экспорт отправляется примерно половина потоков нефти).
Таким образом, можно предположить, что в среднем свободный денежный поток компании составляет около 0,5 млрд. долларов в квартал, или 2 млрд. долларов в год. Много это или мало для крупнейшей в мире, единственной в своем роде трубопроводной компании? Трудно сказать.
В любом случае банкротство Транснефти явно не грозит, особенно учитывая, что компания накопила значительные денежные средства. На конец второго квартала у компании было ликвидных средств на сумму около 7 миллиардов долларов, если суммировать деньги на расчетных счетах, в ликвидных ценных бумагах и на депозитных вкладах.
Финансовые долги у «Транснефти» довольно умеренные. Вместе с китайским кредитом остаток займов и кредитов на конец квартала составляет около 12 млрд. долларов. Так как у компании есть солидные запасы денег (уже упомянутые 7 млрд. долларов), то чистый долг (долги минус кэш) составляет всего 5 млрд. долларов. Это сумма для компании смехотворна, и равна выручке всего за полтора квартала.
Учитывая крепкое финансовое положение компании, китайский кредит гасится досрочно — на конец второго квартала остаток долга составлял 6,2 млрд. долларов, в то время как по первоначальному графику на эту дату он должен был быть в районе 7 миллиардов. Так как объемы прогоняемой от «Роснефти» нефти остаются стабильными, можно предположить, что китайцы все-таки согласились на получение части оплаты деньгами, а не нефтью.
Для удобства нашего анализа денежных потоков мы разделили капвложения «Транснефти» на две части.
Первая часть — это суммы, направляемые на капремонт и техническое перевооружение, то есть на поддержание работоспособности и увеличение эффективности существующей трубопроводной системы. Эти суммы компания должна была бы тратить, даже если бы совсем перестала строить новые трубопроводы.
Согласно инвестиционному плану Транснефти на текущий год, на эти цели в этом году будет направлено 184 млрд. рублей. Мы предположили, что эти суммы тратятся равными долями в каждый квартал и включили одну четвертую годового бюджета — 46 млрд. рублей, или около 0,8 млрд. долларов, в соответствующую строчку.
Другая часть капвложений — суммы, направляемые на новые проекты. Тратить их или нет — это решение самой компании; эти инвестиции необходимы для того, что бы расширять бизнес и открывать новые направления. В этом году на строительство новых объектов будет потрачено 143 млрд. рублей. Инвестиционный план на 2017 год таков:
Китайско-восточное направление
Расширение трубопроводной системы Тайшет-Сковородино до 80 млн. тонн в год 31 млрд. руб.
Расширение направления Сковородино – порт Козьмино до 50 млн. тонн в год 11 млрд. руб.
Отвод на Комсомольский НПЗ 18 млрд. руб.
Всего ВСТО 60 млрд. руб.
Развитие нефтепроводов для расширения поставок в московский регион 18 млрд. руб.
Расширение системы в порт Приморск до 25 млн. тонн в год 18 млрд. руб.
Система Волгоград – Тихорецк 10 млрд. руб.
Система Самара – Волгоград 8 млрд. руб.
Развитие информационной системы компании 4 млрд. руб.
Другие проекты 24 млрд. руб.
Всего 143 млрд. руб.
Как известно, осенью этого года планируется ввести в эксплуатацию расширение нефтепровода в Китай Сковородино-Мохэ до 30 млн. тонн год (в настоящее время по этому направлению транспортируется 15 млн. тонн нефти). Информация о соответствующих инвестициях в плане на этот год отсутствует — видимо, основные суммы были потрачены в предыдущих периодах, а остаток финансирования на этот год, если и был, то по своей незначительности попал в пункт «Другие проекты».
Наличие такого длинного временного лага между финансированием и введением в эксплуатацию предполагает, что Транснефть работает с внешними подрядчиками, которым предоставляет авансы с солидным временным запасом.
Для того чтобы понимать, на каких принципах работает «Транснефть», надо вспомнить, что она не является частной структурой. Если, скажем, «Роснефть» представляет собой своеобразный гибрид публичной компании и государственной структуры, то «Транснефть» на деле является ничем иным, как министерством трубопроводов РФ.
У «Транснефти» нет частных акционеров — все 100% обыкновенных акций компании принадлежат государству. Когда-то компания выпустила привилегированные акции, но сейчас они почти все принадлежат самой «Транснефти» и другим «дружественным» структурам.
По этим «префам» платятся крошечные дивиденды – по итогам 2016 года компания наметила на эти цели всего 1,3 млрд. рублей. При этом небольшое количество бумаг все еще продолжает обращаться на рынке, и они необыкновенно дороги – в настоящее время «префы» «Транснефти» торгуются по цене 150-200 тыс. рублей за акцию, притом, что расчете на одну акцию приходится годовых дивидендов всего-то 823,31 рублей. Покупают эти «префы» только профессиональные спекулянты из каких-то своих соображений.
Транснефть производит довольно стабильный и солидный денежный поток. Показательно, что в отличие от других компаний, изо всех сил старающихся показать, как блистательно у них идут дела, «Транснефть» постоянно прибедняется и жалуется на нехватку средств несмотря на хорошие денежные потоки и денежные запасы. Очевидно, что цель таких жалоб — побудить правительство поднять выше тарифы на транспортировку нефти.
Трудно сказать, какие показатели были бы у компании, если бы она была настоящим частным предприятием, реально озабоченным повышением прибыли и сокращением расходов. В настоящее время главной целью деятельности «Транснефти» является, похоже, не увеличение прибыли, и даже не зарабатывание дохода для государства в виде налогов и дивидендов, а решение разных стратегических и политических задач.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 28 августа по 1 сентября 2017 здесь.