Отчеты
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/report/okean-protiv-trub-kak-formiruetsya-edinyj-rynok-gaza/120700/
|
Сжиженный газ, инфраструктура и обновленные контракты изменили энергетический мир. В марте этого года танкер Rioja Knutsen, наполненный сжиженным природным газом, направлялся из США в Португалию. Неожиданно мексиканская энергетическая компания дала более высокую цену за его груз, и на Багамах судно повернуло и направилось на юг.
Методы торговли природным газом на топливных рынках мира быстро меняются, поскольку танкеры вроде Rioja Knutsen связывают мир воедино. Для всех прочих углеводородов, от сырой нефти до нефтехимических компонентов, единый рынок уже существует. Сейчас он формируется и для газа, и последствия будут разнообразными: изменение цен на энергию, рост или падение прибыли компаний, воздействие на окружающую среду и геополитические изменения. Эти перемены спровоцированы улучшением технологий сжижения газа и его перевозки в таком виде — в результате, чтобы где-то появился газ, туда не нужно строить трубопровод. Кроме того, избыток предложения привел к тому, что производители ищут потребителей по всему земному шару.
В результате — все большая гибкость контрактов и сближение цен в разных уголках планеты, которые прежде отличались в силу местных факторов, в том числе погодных. В 2015-м доля газа, транспортируемого морским путем, достигла 40% от общего объема торгов, и Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2040 году океан обгонит трубопроводы.
По данным аналитической компании IHS Markit, на которые ссылается The Wall Street Journal, всего 10 лет назад сжиженный газ импортировали 17 стран — теперь их 39, и ожидается, что в ближайшую пару лет число поднимется до 46 — в частности, за счет Уругвая, Бахрейна и Бангладеш.
Одна из примет глобальной торговли — проект соглашения между США и Китаем, согласно которому огромные объемы газа, добываемого в Техасе и Пенсильвании, будет отправляться на заводы в Шанхае и Гуандуне. Облегчение доступа к гигантскому энергетическому рынку Китая для американских экспортеров также может послужить драйвером роста глобального рынка. Перемены способствуют выравниванию цен. По данным S&P Global Platts, в 2012 году спотовые цены на СПГ за миллион британских тепловых единиц в Азии были на $5,74 выше, чем в Европе, а этом году разница составила в среднем менее $1, и, по мнению аналитиков, она продолжит сокращаться.
Раньше американское политическое руководство США выражало опасения, что экспорт газа приведет к значительному росту цен на внутреннем рынке, но пока данные Министерства энергетики США этого не подтверждают — подорожание незначительное. По мере того как в разных странах открывается все больше импортных СПГ-терминалов, развиваются соответствующие системы ценообразования и торговые механизмы. Часть инвесторов признают эталонной цену на газ в луизианском хабе Henry Hub. Питер Киви, глава отдела международной энергетики компании Nymex CME Group, говорит, что торги по фьючерсным контрактам на газ Henry Hub на Нью-йоркской товарной бирже становятся все более глобальными — в мае Standard & Poor’s и Intercontinental Exchange запустили первый фьючерсный контракт на основе СПГ, произведенного в США.
Возможность транспортировать газ морем снижает зависимость некоторых стран от трубопроводов, проходящих по территориям потенциально недружественных стран. Например, год назад Польша открыла первый импортный терминал и тем самым стала меньше зависеть от российского газопровода.
«Северный поток 2» разделил Европу на два лагеря В 1960-х, когда торговля СПГ только начиналась, это был очень дорогой и нишевый продукт, доступный только развитым странам вроде Японии. Технология оказалась надежной, и торговля СПГ быстро распространилась, но контракты на поставки заключались на годы вперед и подразумевали заранее известный пункт назначения — газ, предназначенный для Токио, не мог отправиться в Сеул. Трейдеры называли газовые танкеры «морскими трубопроводами».
Теперь контракты стали гораздо более кратковременными, а кроме того, они позволяют перенаправлять газ туда, где спрос выше. В начале этого года три крупных покупателя СПГ в Японии, Китае и Южной Корее согласились совместно склонять продавцов к большей гибкости контрактов и пытаться убирать избыточные ограничения.
По данным компании ClipperData, которая отслеживает суда, сегодня в мировом океане в среднем находится около 170 танкеров с СПГ — годом ранее их было 150. Хариф Суки, председатель и основатель Tellurian Inc., которая планирует экспортировать американский газ из Мексиканского залива, говорит, что недалек тот день, когда трейдер сможет одним телефонным звонком организовать нужный объем газа на нужном рынке в заданный момент времени.
Эти перемены повлек за собой избыток предложения. Газа, доступного для экспорта, стало больше: тут и открытые огромные месторождения в США и на Ближнем Востоке, в Восточной Африке и Австралии, и новые методы добычи, в том числе гидроразрыв пласта, поэтому добывающие страны и компании пытаются осваивать новые рынки. Один из пионеров — основанная в Хьюстоне Шарифом Суки компания Cheniere Energy Inc. (AMEX: Cheniere Energy [LNG]). Первоначально она разрабатывала терминалы для импорта газа вдоль побережья Мексиканского залива, но, когда в последние годы производство газа в США резко возросло, компания превратила свои объекты в экспортные терминалы.
Компания вложила 19 млрд долларов в заводы в городе Сабин-Пасс в штате Луизиана и в Корпус-Кристи в штате Техас — там газ охлаждается до -162°C, после чего превращается в жидкость и может транспортироваться танкерами. США продолжают импортировать часть газа из Канады по трубопроводу, но, как ожидается, к следующему году страна превратится в чистого экспортера.
В поисках клиентов Cheniere инвестировала в чилийские проекты по строительству электростанции, терминала для СПГ, хранилища и трубопровода. Анатолий Фейгин, коммерческий директор, говорит, что компания готова предоставить «первичное финансирование, достаточно скромное… для развития рынка СПГ». Свои объекты для сжижения газа планируют строить и нефтяные гиганты Total (EURONEXT: Total [FP]) и Royal Dutch Shell (EURONEXT: Royal Dutch Shell [RDSA]) — эти компании совместно с партнерами строят импортный терминал и трубопровод стоимостью около 200 млн долларов в Кот-д’Ивуаре — он предназначен для питания электростанции в Абиджане, деловой столице страны. Отчасти инвестиции в инфраструктуру для импорта и сжигания газа основаны на убеждении, что он продолжит оставаться дешевым.
Предложение продолжает расти с прежней скоростью, Катар, давний лидер в работе с СПГ, недавно снял мораторий на разработку Северного месторождения, самого большого в мире газового резервуара. Пока ничто не говорит о том, что спор Катара с его арабскими соседями заметно повлияет на рынок газа.
За последние три года объем поставок СПГ увеличился на 22% — ожидается, что в этом году он достигнет 294,1 млн тонн. По данным IHS и прогнозам специалистов, к 2020-м он может вырасти еще на 21%. Гаутам Судхакар, аналитик рынка СПГ в IHS Markit, говорит. «Мы входим в период избыточного предложения, и в течение некоторого времени на цены будет оказываться понижающее давление».
Даже при низких ценах СПГ сталкивается с конкуренцией, поскольку в некоторых регионах дешевле жечь уголь, чем строить газовую инфраструктуру. В Индии, стране с крупнейшим в мире потреблением угля, соперником оказывается не природный газ, а возобновляемые источники энергии, в том числе солнечной. Что касается ядерной энергетики, то Япония недавно запустила простаивавшие электростанции, а Китай строит несколько новых.
Кео Лукефар, отвечающий за направление природного газа для американского подразделения PetroChina International, говорит: «СПГ придется побороться за свое место в глобальном энергетическом балансе. Ему нужно зарекомендовать себя в качестве чистого и дешевого энергоносителя, и окно возможностей достаточно узкое». Чтобы воспользоваться преимуществами момента, производители ищут новые способы финансирования проектов по сжиганию газа.
Например, AES Corp. строит миллиардный проект, включая импортный терминал и газовую электростанцию, недалеко от устья Панамского канала — недавно он был расширен, и теперь там могут проходить более крупные танкеры. Компания получила кредит в размере 150 млн долларов от Международной финансовой корпорации Всемирного банка — его участие обусловлено как необходимостью обеспечения Панамы необходимой мощностью, так и тем, что завод потеснит более «грязные» источники энергии, например, дизельное топливо. Чтобы сделать газ более доступным, используется относительно новая технология — плавучие терминалы для СПГ. Они строятся полтора, а не три года, как их наземные аналоги, а кроме того, их мобильность дает дополнительное преимущество: если покупатель перестает приобретать газ, терминал может поднять якорь и переместиться в другое место. Первый плавающий терминал был запущен в 2005 году, а сегодня, по данным Международной группы импортеров СПГ, их уже 25. Сейчас хьюстонская компания Excelerate Energy, разработавшая эту технологию, строит плавучие терминалы в Намибии, Бангладеш, Пакистане и других странах.
Теперь оборудование для сжижения газа также может быть смонтировано на огромном судне, стоящем у причала. А недавно единый рынок газа спас кита. Когда танкер Rioja Knutsen изменил курс с Португалии на Мексику, алжирская энергетическая компания Sonatrach отправила свой танкер в Португалию, чтобы закрыть образовавшуюся брешь в поставках. 9 апреля этот танкер, Cheikh El Mokrani, вернулся в Алжир, чтобы взять новый груз, и, пока он стоял в порту, его экипаж заметил маленького кита, запутавшегося в рыболовной сети. Один из матросов прыгнул за борт и распутал несчастное животное.