Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/saudovskaya-araviya-mozhet-ne-perezhit-neft-deshevle-60/113000/
|
После соглашения ОПЕК о сокращении производства уже не раз поднимался вопрос о возможных перспективах для крупнейшего производителя картеля.
Это были странные несколько лет для королевства после появления бюджетного дефицита впервые за всю новейшую историю, обвала цен на нефть, роста конкуренции со стороны других членов ОПЕК и бума американских сланцевиков.
В последнее время разговоры сосредоточены на проблесках в отношении будущего королевства: план «Видение-2030» должен диверсифицировать экономику и положить конец зависимости от рынка нефти и газа. Однако пойдет ли на это крупнейший в мире производитель нефти и де-факто лидер ОПЕК?
В краткосрочной перспективе Эр-Рияд продолжит испытывать на себе давление низких цен на нефть. Перспективы роста для Саудовской Аравии снизились, после того как МВФ объявил 16 января, что рост ВВП крупнейшего в мире производителя нефти в 2017 г. составит лишь 0,4%.
Эти цифры появились на фоне продолжающихся низких цен на нефть, но, что более важно на фоне падающей добычи нефти в стране, в результате недавней сделки ОПЕК Саудовская Аравия решила сохранить добычу на уровне или ниже 10 млн баррелей в сутки. Это привело к сокращению перспективы роста ВВП по сравнению с прогнозом в 2% в октябре.
Это произошло после слабого роста в 2016 г., по итогам которого ВВП вырос лишь на 1,4%. Если цены на нефть стабилизируются и экономический прогноз страны улучшится, ВВП, скорее всего, вырастет на 2,3% в 2018 г.
Саудовская Аравия назвала прогнозы МВФ чрезмерно консервативными. Пресс-секретарь правительства заявил, что рост Саудовской Аравии составит менее 1%, ссылаясь на предполагаемые инвестиции в возобновляемые источники энергии и запланированное стимулирование частного сектора.
Именно позиция Саудовской Аравии стала ключевым фактором, который позволил заключить сделки о сокращении производства ОПЕК. Однако стоит отметить, что именно Эр-Рияд последние несколько лет не позволял заключить такую сделку ранее. Но в этом году ставки в глобальной нефтяной войне выросли, так как ресурсы нефтедобывающих стран истощились, а сланцевым компаниям США все же удавалось оставаться на плаву. Решение о сокращении удивили многих аналитиков.
Наряду с сокращением производства нефти саудовское правительство надеется сократить расходы. Бюджет на 2017 г., самый подробный в истории страны, предполагает ряд мер для стабилизации государственного бюджета, которые погрузился в дефицит в 2016 г. в результате падения цен.
Государство является крупнейшим работодателем в саудовской экономике, также оно активно увеличивало расходы внутри страны, что во многом возможно благодаря нефтяной и газовой промышленности.
Сокращение расходов на строительные проекты и социальные программы по оценкам составит $20 млрд. Такая мера должна помочь сбалансировать бюджет.
Дефицит бюджета в 2016 г. составил около 12,6% по сравнению с дефицитом бюджета на 2015 г. в размере 15%, а если цены останутся неизменными в пределах от $50 до $43 за баррель, бюджетный дефицит в 2017 г. будет еще меньше. Официальная оценка дефицита королевством составляет 7,7% от ВВП в 2017 г.
Текущий финансовый прогноз основан на базе Национальной программы трансформации, которая нацелена на формирование сбалансированного бюджета к 2020 г. План, также известный как «Видение-2030», был представлен в 2016 г. и предназначен для диверсификации саудовской экономики. Крупнейший компонент в секторе экономики королевства — государственная энергетическая компания Saudi Aramco — должен быть приватизирован, а его активы использоваться для разработки в стране производства, туризма и других секторов.
Жесты в сторону укрепления доверия инвесторов к экономике Саудовской Аравии подразумевали в прошлом году продажу гособлигаций на сумму $17,5 млрд – шаг, который привлек заявки на общую сумму $67 млрд, по данным Bloomberg. Ожидается, что в этом году саудовское правительство привлечет еще $15 млрд на международных рынках. Согласно планам правительства страны уровень госдолга достигнет 30% от общего объема ВВП к 2020 г.
Интерес инвесторов к Саудовской Аравии поддерживается привлекательной ставкой саудовского риала-доллара, продолжающимся укреплением нефтедобычи (которое не демонстрирует никаких признаков замедления) и явной заинтересованностью нынешнего правительства Саудовской Аравии в серьезных финансовых и экономических реформах.
Это то, что касается краткосрочной перспективы. Заимствования могут покрыть только дефицит бюджета, рост в ненефтяном секторе экономики возможен, если будет реализована стратегия «Видение-2030».
Проблема в том, что перспектива саудовских ненефтяных секторов не так уж велика, ненефтяная экономика находится на грани рецессии в ожидании данных за III квартал 2016 г. Государственные заимствования в 2017 г. должны стимулировать рост ненефтяного сектора с 0,2% до 0,8%, в 2018 г. эта цифра должна достигнуть отметки в 1,9% согласно прогнозам CPI Financial.
Государственный долг вырастет с 1,6% в 2014 г. до 23% в 2018 г. Это по-прежнему крайне низкий уровень для страны типа Саудовской Аравии. Но рост долга может насторожить инвесторов и напугать рынки, заставив их отказаться от того, чтобы приобретать все больше саудовских долгов.
Таким образом, несмотря на всю оптимистичность саудовских прогнозов и риторики королевства в отношении цен на нефть, на горизонте нефтяного королевства нависли грозовые тучи.
В случае если план «Видение-2030» окажется успешным, страна уйдет от зависимости от нефти и газа, способствуя росту ненефтяного, более сбалансированного бюджета в ближайшие пять-десять лет, энтузиазм королевства будет вполне оправдан.
Но нефть по-прежнему является наиболее важным компонентом в саудовской экономической картине, и утверждение бюджета 2017 г., и прогнозы на будущее основаны на предположении, что цены на нефть поднимутся обратно до $60 к 2018 г. Если этого не произойдет, королевству придется продавать больше облигаций и накаливать больше долгов. Словом, Эр-Рияд окажется в очень уязвимом положении.