Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/v-londone-sostoitsya-prezentaciya-rossijskoj-marki-urals-v-kachestve-ehtalonnoj-nefti/110103/
|
Отечественная экспортная марка нефти Urals будет презентована 7 ноября в Лондоне в качестве маркерного сорта, сообщил «Известиям» первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаил Темниченко.
В рамках презентации в Лондоне планируется обсуждение условий поставок по фьючерсным контрактам на российскую экспортную нефть. Предполагается, что поставки будут осуществляться на условиях Free on Board (FOB) через Приморск. При механизме FOB продавец поставляет товар в порт и ведет погрузку на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на плечи принимающей стороны.
— Российская нефтяная отрасль будет представлена в контексте роли страны на мировом энергетическом рынке. Также пройдет презентация запуска поставочного фьючерсного контракта на российскую экспортную нефть Urals на СПбМТСБ для участников международного рынка физической и «бумажной» нефти, — пояснил Михаил Темниченко, заметив, что запуск планируется до конца ноября.
При этом запуск фьючерсных контрактов на другую российскую экспортную нефть — ESPO, которая идет по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан, пока не планируется. В настоящее время биржа акцентируется только на запуске контракта на «Urals FOB Приморск», вопрос запуска контракта на ESPO рассматривается в перспективе, заметил Темниченко.
Как объяснил «Известиям» директор по консалтингу IHS в России Максим Нечаев, это связано с большей известностью Urals.
— Urals — все-таки более известный сорт российской нефти, которому около 50 лет. К тому же объемы Urals в три раза больше объемов ESPO, — сказал Нечаев.
Участие в планируемой презентации «Известиям» подтвердили в Минэнерго и «Транснефти».
По мнению Нечаева, запуск отечественного эталонного сорта нефти создает важный финансовый механизм, однако в долгосрочной перспективе несет в себе и определенные риски.
— Это, конечно, актуально и интересно. Создается не просто сырьевой бенчмарк, а финансовый бенчмарк, который позволит производителям хеджировать риски. Вопрос в том, насколько в долгосрочной перспективе будет стабилен данный механизм, — отметил Нечаев.
При этом он пояснил, что биржевой механизм привлечет скорее небольших производителей нефти.
— У наших крупных компаний много долгосрочных контрактов, и поставки нефти проданы на годы вперед, под которые берутся кредиты. Скорее всего, это будет более интересно небольшим производителям, которые смогут зафиксировать цену на свои объемы, — сообщил аналитик.
В июне Темниченко говорил, что в нынешних условиях при продаже российской нефти на экспорт применяется формульное ценообразование с привязкой к цене нефти сорта Brent, при котором происходит ряд искажений при определении цены российской Urals. Существующая система оценки позволяет таким образом занижать стоимость Urals на несколько долларов — в среднем дисконт составляет $2–3 за баррель, отмечал Темниченко.
Предполагается, что выход на биржу позволит устанавливать справедливую цену на российскую нефть, а также пополнить бюджет дополнительными доходами. При этом российские компании смогут напрямую влиять на экспортные цены без привязки к другим эталонным сортам — североморской Brent, американской West Texas Intermediate (WTI) и эмиратской Dubai Crude. Российские экспортные сорта считаются с дисконтом к существующим эталонам: Urals — к Brent, ESPO — к Dubai.
Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев относится к идее запуска российского бенчмарка с осторожностью.
— Я считаю, что для конкурентоспособности нашего бенчмарка должна быть ликвидность, должны быть спекулянты. Ведь фьючерс — это игра, по сути дела, спекуляция, которая должна привлекать. В эталон должны верить, как до сих пор верят в Brent, — отметил Разуваев. — Формально мы могли бы создать эталон — у нас высокая добыча, мы сейчас, наверное, первые в мире. Мы — важные поставщики в Европу. И все-таки рынок сформирован. Мы работаем по большей части по долгосрочным контрактам, и менять сложившийся рынок компаниям будет не особо выгодно.
Тем не менее в интервью «Известиям» 28 октября исполнительный директор сырьевого трейдера Trafigura Джереми Вейр заявил, что российские марки нефти Urals и ESPO вполне могут стать новыми бенчмарками.