Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/uzhe-k-2018-godu-rossiya-smozhet-polnostyu-perebrosit-ehksport-nefteproduktov-iz-pribaltijskikh-portov-v-rossijskie/108865/
|
На транзите российских грузов прибалтийские порты зарабатывают $1,3 млрд в год. Эта ситуация, похоже, уже не устраивает российские власти. На прошлой неделе у спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова прошло совещание с топ-менеджерами «Транснефти», РЖД, а также российских нефтяных компаний, на котором поставлена задача к 2020 году полностью переориентировать грузопотоки на российские порты. Ранее планировалось обсудить возможность применения пониженных коэффициентов при транспортировке грузов к российским портам (и повышенных — к прибалтийским) и удвоения пропускной мощности трубопровода «Север».
Постепенное вытеснение прибалтийской портовой инфраструктуры из российских экспортных цепочек не выглядит чем-то неожиданным, учитывая то, как развивались политические и экономические отношения с бывшими союзными республиками после распада СССР. Да и в целом концепция укладывается в логику развития российской экспортной инфраструктуры за последние годы, когда Москва старалась максимально обезопасить свои поставки от давления и провокаций со стороны стран-транзитеров.
Напротив, странной выглядит сегодняшняя ситуация, когда через Прибалтику переваливается около 50 млн тонн российских грузов в год. Это не только нефтепродукты, но и уголь, удобрения и другие товары. Отправляя их этим маршрутом, Россия фактически субсидирует экономику далеко не самых дружественных к ней государств, которые, в частности, поддержали европейские санкции против нашей страны.
Российские терминалы при этом недополучают немалые суммы и постоянно находятся под угрозой недозагрузки. Только за последние 7 лет на северо-западном направлении, которое исторически считается ключевым для российских экспортных потоков, были построены или реконструированы терминалы Усть-Луга Ойл, Приморский, Высоцк, Петербургский, СибурПортЭнерго.
Как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, «cитуация ненормальная. Надо загружать собственные порты — это дополнительные рабочие места, увеличение налоговой базы. Это очевидно. Но, кроме того, страны Балтии не только никакой симпатии к нам не испытывают, но и являются самыми ярыми нашими критиками и противниками из всех стран Евросоюза. Таким образом, обеспечивать им доходы нет никакого резона ни с политической, ни с экономической точки зрения». Кроме того, по его словам, Россия должна обезопасить себя от политических рисков экспортного транзита через третьи страны. «Это видно на примере Украины и проблем экспорта российского газа. Только что Белоруссия заявила о резком повышении тарифов на прокачку российской нефти. Все это еще раз подчеркивает необходимость скорейшего перераспределения российских экспортных потоков в собственные порты», — подчеркивает К. Симонов.
Председатель Комитета по международным делам Госдумы VI созыва Алексей Пушков еще более эмоционально прокомментировал принятое решение: «Шпротами не отделаются. К 2018 году экспорт российской нефти через порты Прибалтики, вероятно, будет почти прекращен: нефть пойдет через наши порты».
Работа по изменению транзитных маршрутов уже ведется. Как ранее сообщал глава «Транснефти» Николай Токарев, в соответствии с поручением правительства его компания переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на российские балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году через порты Прибалтики переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. По расчетам Токарева, уже в 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские.
Между тем, у некоторых российских компаний существует прямая заинтересованность в продолжении сотрудничества с балтийскими государствами. В частности, по данным РИА «Новости», одна из ведущих нефтяных компаний с государственным участием предлагает тендеры с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в Прибалтику. Еще более прочные связи с тамошними портами есть у некоторых российских компаний, которые занимаются производством химической продукции. Одна из таких компаний владеет контрольным пакетом акций терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, является контролирующим акционером крупнейшего на Балтике терминала по перевалке жидкого аммиака. У другой есть собственный терминал для перевалки жидких химических продуктов и дизельного топлива в эстонском порту. Там же находится терминал еще одного крупного производителя минеральных удобрений в России.
Однако, даже если отбросить политические соображения, которые в последнее время играют значительную роль, недозагрузка собственных экспортных мощностей и постоянное «подкармливание» соседей не могут оставаться вечной задачей отечественных производителей сырья и удобрений. Россия имеет право самостоятельно получать прибыль от экономической деятельности и независимо решать вопросы экспортных поставок.