Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/postavshhik-trub-vzyalsya-za-vagony/104696/
|
Давний подрядчик «Транснефти» и «Газпрома» скупает вагоны — компания Александра Карманова может стать третьим по величине оператором в России.
Трубная грузовая компания (ТГК; по данным «СПАРК-Интерфакса», на 85,5% принадлежит Александру Карманову) купила структуры «Рейлтрансхолдинга», которые управляют взятыми у «ВЭБ-лизинга» вагонами. Об этом «Ведомостям» рассказал сам Карманов. Он уточнил, что речь идет о 37 000 вагонов. Владелец и предправления «Рейлтрансхолдинга» Сергей Шпак говорит, что идут переговоры, но сделка пока не закрыта. Представитель «ВЭБ-лизинга» не ответил на запрос «Ведомостей».
Деталей сделки бизнесмены не раскрыли. Карманов лишь уточнил, что она денежная. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что актив может обойтись Карманову не менее чем в 7 млрд руб. У «Рейлтрансхолдинга» в собственности с учетом финансового лизинга 43 100 вагонов, из которых более половины – полувагоны.
Карманов известен тем, что принадлежащий ему на 95% Евразийский трубопроводный консорциум является крупным поставщиком труб большого диаметра «Газпрому» и «Транснефти». В прошлом году Forbes в рейтинге «Короли госзаказа» утверждал, что структуры Карманова выполнили подряды на перевозку и установку труб большого диаметра для этих компаний на сумму до 51,3 млрд руб.
В железнодорожном бизнесе Карманов тоже не новичок. Поначалу его компании занимались перевозкой труб, купив для этого специальные трубовозы. Но сейчас основа парка ТГК – полувагоны. По данным «Infoline-аналитики», компания управляет 14 170 вагонами (23-е место в России), из которых 8974 – полувагоны.
По сути, Карманов покупает портфель лизинговых контрактов на вагоны «ВЭБ-лизинга», объясняет Бурмистров. При этом большая часть парка находится в аренде у других операторов, указывает эксперт.
Но у Карманова большие планы на железную дорогу. Он уверяет, что заинтересован в покупке подвижного состава «УВЗ-логистик» («дочка» «Уралвагонзавода»). «В профильные ведомства направлены соответствующие запросы», – уточнил бизнесмен. Он уверяет, что «сделка будет закрыта в конце апреля – начале мая».
Все сделки будут профинансированы за счет кредитов, пояснил Карманов. «Кредиты выдаст консорциум банков, заинтересованных в том, чтобы вернуть средства, вложенные в вагоны через дочерние лизинговые компании», – добавил бизнесмен. Сотрудник «Уралвагонзавода» сказал лишь, что переговоры ведутся со всеми претендентами. В ФАС от структур Карманова не поступало ходатайств о покупке парка «УВЗ-логистик», сообщил представитель службы.
По подсчетам «Infoline-аналитики», если обе сделки состоятся, парк ТГК достигнет 81 500 вагонов. По этому показателю компания станет третьей в стране после ПГК и ФГК. Но и этого Карманову мало. Он готов стать посредником между операторами и Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) при реализации плана «Ураган», предусматривающего консолидацию вагонного парка. В феврале он был представлен вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Необходимость консолидации объяснялась низкой доходностью вагонов, не позволяющей компаниям-операторам выполнять обязательства по лизинговым контрактам. Тогда речь шла о том, чтобы собрать около 200 000 полувагонов, принадлежащих подконтрольным государству лизинговым компаниям, в руках ГТЛК, усреднив стоимость вагона и, соответственно, размер платы лизингодателю. При этом предлагалось вывести из обращения часть парка, чтобы ликвидировать профицит вагонов на сети и повысить арендные ставки. «Нужно утилизировать около 50 000 вагонов», – уточняет Карманов.
Оставшийся парк предполагалось передать в управление крупнейшим операторам. При этом рассматривалась возможность введения консолидированного оператора, т. е. компании – посредника между ГТЛК и частными операторами. Именно эту нишу и хочет занять Карманов. Сколько он готов потратить средств на проект и какую хочет получить отдачу, «Ведомостям» Карманов не сказал. Дворкович же поручил при проработке вариантов консолидации парка провести дополнительную оценку целесообразности включения в схему компании-посредника.