Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/minfin-pridumal-sposob-ne-dopustit-ukrepleniya-rublya/104636/
|
Новый вариант бюджетного правила будет сдерживать укрепление рубля при колебаниях цен на нефть, сказал министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, такой «сырьевой рост нам не нужен».
«Мы подготовили подарок в честь моего дня рождения — новый вариант бюджетного правила, согласно которому будем изымать все дополнительные доходы, которые должны получать, если будут высокие цены на нефть, в Резервный фонд», — заявил министр финансов Антон Силуанов на Биржевом форуме, проходящем во вторник, 12 апреля. По его словам, это «не допустит укрепления рубля и негативного влияния изменений цен на нефть на перспективы роста экономики, инфляции, процентных ставок и т.д.».
«Такой рост — ценовой, сырьевой — нам не нужен», — резюмировал Силуанов.
Главным последствием роста цен на нефть становится укрепление рубля, из-за которого может снижаться конкурентоспособность наших отраслей, структура и качество роста при этом ухудшаются, объяснил Силуанов.
По его словам, в резервы следует направлять дополнительные доходы, поступающие в бюджет от цен на нефть свыше $50 за баррель.
«Самый важный фактор, влияющий на экономический рост сейчас, — это, конечно, цены на нефть. Рост цен на нефть на $10 за баррель дают 0,8–0,9% экономического роста. Но нужен ли нам такой рост, который является не столь качественным? Качество плохое у этого роста, это с одной стороны. С другой стороны, мы опять приходим к отсутствию устойчивого роста, а ведь нам нужна именно устойчивость роста из года в год, а рост цен на нефть дает только разовый скачок», — добавил министр финансов.
России нужен в первую очередь инвестиционный рост, считает Силуанов. По его мнению, инвесторы вкладывают деньги только тогда, когда «рентабельность от инвестиций превышает риск». «Давайте посмотрим, что произошло в 2015 году: произошел рост прибыли и прибыльности наших отраслей за счет изменений курса. Но куда эта прибыль пошла? В дивиденды, а не в новые проекты, инвестиции, а на выплаты участникам и акционерам компаний», — продолжил Силуанов.
Причина в неуверенности инвесторов в экономической политике российских властей, уверен Силуанов. «Нам нужно дать правильные сигналы, как будут действовать экономические власти. А сигнал здесь очевиден: мы не можем повышать налоги, поскольку это приводит к дестимулированию роста, не можем увеличивать дефицит бюджета, поскольку это также будет негативно влиять на общую ситуацию с финансами и денежно-кредитной политикой. Соответственно, нужно больше работать с расходами», — говорит он.
Бюджетное правило, действующее с 2013 года, формировалось таким образом: правительство высчитывало среднюю цену на нефть за предыдущие годы. Все доходы, приходившие в бюджет от цены выше средней, должны были идти в Резервный фонд. Предельный объем госрасходов высчитывался исходя из суммы доходов (в рамках расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП. Другими словами, бюджетное правило запрещало наращивать общий объем расходов за счет излишка нефтедолларов. В 2015 году правило де-факто не работало, потому что цена на нефть установилась гораздо ниже уровня, который за прошлые годы высчитало правительство ($96 за баррель).