Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/osnovnoj-prichinoj-chistogo-ubytka-aehroflota-stali-ubytki-ot-toplivnogo-khedzhirovaniya/103394/
|
Авиакомпания «Аэрофлот» сегодня раскрыла финансовые результаты по МСФО за 2015 г. Все показатели значительно улучшились: выручка выросла по сравнению с 2014 г. на 29,8%, до 415,17 млрд руб., EBITDA — в 2,4 раза, до 58,7 млрд руб., операционная прибыль — в 3,9 раза, до 44 млрд руб., а чистый убыток сократился в 2,6 раза — до 6,5 млрд руб.
Чистый убыток оказался намного меньше, чем ожидали аналитики: в январе Митч Митчелл из БКС прогнозировал чистый убыток не менее чем в 20 млрд руб., аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова — примерно в 25 млрд руб.
Как следует из отчетности компании, основной причиной чистого убытка стали убытки от хеджирования, которые составили 23,7 млрд руб. (в 2014 г. убыток от хеджирования составил 1,7 млрд руб.). В 2012 г. «Аэрофлот» принял программу топливного хеджирования, нефть тогда была на пике ($110 за баррель), когда в 2014 г. она стала быстро дешеветь, этот финансовый инструмент стал приносить компании убытки.
Другой причиной итогового негативного результата «Аэрофлот» в отчете назвал меры по перевозке пассажиров «Трансаэро», которые обошлись ему почти в 17 млрд руб. и были включены в расходы. С начала сентября 2015 г. до 26 октября «Аэрофлот» оплачивал операционную деятельность разорившейся «Трансаэро», с 5 октября также начал перевозить часть ее пассажиров.
Из операционных расходов «Аэрофлота» сильнее всего (на 86,4%) выросли лизинговые платежи — до 44,4 млрд руб., они практически полностью номинированы в долларах, объясняет компания. Также на 66,7%, до 32 млрд руб., выросли расходы на техническое обслуживание судов — прежде всего из-за роста мировых валют. Другие крупнейшие расходные статьи выросли меньше выручки: на обслуживание судов и пассажиров в аэропортах — на 23,1%, до 75,2 млрд руб. (без учета валютных курсов эта статья выросла бы всего на 8,4%, утверждает компания), на зарплаты — на 6,7%, до 55,6 млрд руб.
Большинство приносящих убытки хеджей «Аэрофлота» закончились в 2015 г., в 2016 г. компания, особенно с учетом ухода «Трансаэро», может стать прибыльной, считает Митчелл.
В 2015 г. «Аэрофлот» (вместе с дочерними авиакомпаниями) перевез 39,4 млн пассажиров (13,4%), что составило 42,8% российского авиационного рынка, в том числе на международных направлениях — 16 млн человек, на внутренних — 23,4 млн.
В начале февраля «Аэрофлот» сообщал, что по РСБУ в 2015 г. он получил 18,9 млрд руб. чистого убытка против 13 млрд руб. чистой прибыли в 2014 г.
Чистый долг «Аэрофлота» по МСФО в прошлом году вырос на 34,3%, до 197,1 млрд руб., но соотношение долга в EBITDA значительно улучшилось и составило 3,4 против 5,9 в конце 2014 г., говорится в отчете. На конец 2015 г. по кредитам и займам «Аэрофлот» был должен 68,5 млрд руб. (рост в 2,8 раза), обязательства по лизингу составляли 164,5 млрд руб. (+10,2%).